Определение слова «Коялович»

Большая советская энциклопедия:

I
Коялович
Коялавичюс Войцех (Альберт) (1609, Каунас, — 6.10.1677, Варшава), литовский историк. Окончил Вильнюсскую академию (1638), доктор философии (1641) и теологии (1644), затем ректор Вильнюсской академии (до 1655). Идеолог феодалов и католической церкви. Преподавал в Бресте и Слониме, а с 1668 — в Варшаве. Обработал «Гербовник рыцарства Великого княжества Литовского». Основной труд —«История Литвы» (ч. 1 — до Кревской унии, ч. 2 — до Люблинской унии). В нём К. принизил роль социальных движений, особенно антифеодальных выступлений белорусов и украинцев, превозносил общность интересов феодалов Польши и Литвы. К., вопреки установкам католицизма, отрицательно оценивал роль крестоносцев.
Соч.: Historiae Lituanae, pars 1—2, Dantisci-Antverpiae, 1650—69.
II
Коялович
Михаил Осипович [20.9(2.10).1828, м. Кузница Сокольского уезда Гродненской губернии, — 23.8(4.9).1891, Петербург], русский историк. Сын священника. Профессор (с 1862) Петербургской духовной академии. Основные труды К. посвящены церковно-бытовой и политической истории западно-русских земель, Белоруссии и отчасти Украины — «Литовская церковная уния» (т. 1—2, 1859—61), «История воссоединения западнорусских униатов старых времён» (1873), «Лекции по истории Западной России» (1864). К. развивал в них славянофильский тезис о единстве русского народа (куда включались украинцы и белорусы) и русской аристократии, основывающемся якобы на национальной общности. В историографической работе «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (1884) К. с позиций открытого субъективизма развивал национал-монархистские идеи. С конца 60-х гг. сотрудничал во многих периодических изданиях.
Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960, с. 571—74, 721—22.

Советская историческая энциклопедия:

1.
Альберт (Albert Wijuk-Kojalowicz) (1609 — 6.X.1677) — литов. историк. Род. в Каунасе, окончил Вильнюсскую академию (1638), доктор философии (с 1641) и теологии (с 1645), затем ректор Вильнюсской академии (до 1655). К. — идеолог феодалов и католич. церкви, преподавал в Бресте и Слониме, а с 1668 — в Варшаве. Осн. труд К. — "История Литвы" (ч. 1 — до Кревской унии, ч. 2 — до Люблинской унии). В нем К. принизил роль социальных движений, особенно антифеод. выступлений белорусов и украинцев, превозносил общность интересов феодалов Польши и Литвы. К., вопреки установкам католицизма, отрицательно оценивал роль крестоносцев. "Историей Литвы" К. долгое время широко пользовались историки многих стран. Она написана хорошим лат. языком, местами читается как художеств. произведение.
=====
Соч.: Historiae Lituanae, pars 1-2, Dantisci-Antverpiae, 1650-69; Miscellanea rerum ad sttum ecclesiasticum in Magno Lithuaniae Ducatu pertinentium, Vilnae, 1650; Rerum in M. D. Lithuaniae per tempus rebellionis Russicae gestarum commentarius, Elbing, 1655.
=====
В. А. Сербента. Минск.
2.
Михаил Осипович (1828 — 23.VIII.1891) — рус. историк, сын священника Гродненской губ. Проф. (с 1862) Петерб. духовной академии. В основе мировоззрения К. лежала мысль о превосходстве православия над всеми др. религиями. Откровенно антипольскими и антисемитскими были его "Лекции по истории Зап. России" (1864), явившиеся реакцией на польск. восстание 1863-64. К. развивал в них реакц. славянофильский тезис о единстве интересов рус. народа (куда он включал также украинцев и белорусов) и рус. аристократии, вытекающем якобы из их нац. общности. В своих работах К. опирался на большой архивный материал, однако изучал его крайне односторонне и тенденциозно. Для него не существовало социально-экономич. проблем и вопроса о клас. борьбе, вся сложность ист. процесса сводилась к нац. вопросу, решаемому с позиций славянофилов. В большой работе, посвященной развитию рус. историографии со времен первых летописцев до Ключевского ("История рус. самосознания по ист. памятникам и науч. сочинениям", СПБ, 1884), К. пытался доказать, что лучшие рус. историки приходили к славянофильскому пониманию истории. С 80-х гг. стоит в одном ряду с реакц. национал-монархистами позднеславянофильского толка (M. Ф. Владимирский-Буданов и др.).
=====
Лит.: РБС, т. 9, СПБ, 1903; Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2, М., 1960.
=====
С. М. Каштанов. Москва.

Новейший философский словарь:

КОЯЛОВИЧ Альберт (1609-1677) — историк, теолог, философ ВКЛ и Польши. В 1627 вступил в орден иезуитов. В 1629-1632 изучал философию в Несвижском иезуитском коллегиуме. Позднее в Смоленске, Браневе, Бресте и Вильне преподавал поэтику, риторику и философию. В 1634-1638 изучал в Виленской академии теологию. Затем преподавал в Виленской академии философию, был ректором этой академии. В 1655 выезжал в Рим для участия в конгрегации иезуитов. С 1666 до кончины был префектом Варшавского коллегиума. Написал «Историю Литвы» в 2 томах, уделив особое внимание геральдике. Философский трактат «Зрение, уточненное разумом...» (1648) в основном опирается на аристотелевскую физику, а также на ряд идей, близких позиции картезианства.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Войцых Виюк) — польский писатель и иезуит (1609-1677); был профессором и ректором виленской академии, потом ректором дома иезуитов-профессоров в Вильно. Кроме большого числа полемических сочинений, направленных против кальвинистов и вообще некатоликов, а также разных богословских трактатов, и биографий иезуитов, К. оставил ряд сочинений по истории Литвы и западной Руси. Главные из них: "Historiae Lithuanae pars prior, de rebus Lithuanorum ante susceptam Christianam religionem conjunctionemque... cum regno Poloniae" (Данциг, 1650); "Hisloriae Lithuanae pars altera a conjunctione cum Regno Poloniae ad unionem corum Dominiorum libri octo" (Антверпен, 1669); "Miscellanea rerum ad statum ecclesiasticum in Magno Lithuaniae Ducatu pertinentium" (Вильно, 1650); "Rerum in M. D. Lithuaniae per tempus rebellionis Russicae gestarum commentarius etc." (Ельбинг, 1655), "Fasti Radiviliani etc." (Вильно, 1653).
Н. Любович.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru