Определение слова «кощей»

Толковый словарь Ефремовой:

1.
кощей
I м.
1. простореч. Очень худой, измождённый человек.
2. Употребляется как порицающее или бранное слово.
II м.
1. простореч. Очень скупой человек; скряга 1.
2. Употребляется как порицающее или бранное слово.
2.
Кощей м. разг.
Наделенный бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства как персонаж русских народных сказок; Кощей Бессмертный.

Толковый словарь Ушакова:

КОЩЕ́Й (или кащей), кощея, ·муж. (·казак. — бедняк).
1. (К прописное). В народных русских сказках — мифическое существо: худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой. Кощей бессмертный.
2. Исхудалый, тощий и высокий старик (·разг. ).
3. Скупец, скряга (·разг. ).

Толковый словарь Даля:

кощей
КОЩЕЙ, кащей.

Этимологический словарь Крылова:

Это слово, имеющее значение "худой, тощий человек" и "скряга", образовано, вероятно, от кость. Согласно другой версии, в древнерусском имелось кощей – "раб, пленник", заимствованное из тюркских языков и никак с Кощеем Бессмертным не связанное.

Малый академический словарь:

кощей
-я, м.
1. (с прописной буквы). Мифический персонаж русских народных сказок: худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой.
Кощей бессмертный.
2. разг.
О тощем и высоком человеке, чаще старике.
Называют они своего хозяина кощеем за его худобу, сутулость и неуживчивость. Гладков, Клятва.
3. разг. неодобр.
О скупом человеке, скряге.
— Он ведь кощей наш, за рубль-целковый удавится. Бахметьев, У порога.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Кощей, -я (сказочный персонаж) и кощей, -я (тощий старик; скряга)

Толковый словарь Ожегова:

КОЩЕЙ, я, м.
1. В русских сказках: худой и злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия. К. Бессмертный.
2. перен. О тощем и высоком человеке, чаще старике, а также о скряге (разг. неодобр.).

Этимологический словарь Макса Фасмера:

кощей
род. п. -ея 1. "худой, тощий человек, ходячий скелет"; 2. "скряга". Вероятно, от кость; см. Мi. ЕW 133 и сл.; Бернекер 1, 583. Напротив, др.-русск. кощеи, кощии "отрок, мальчик, пленник, раб" (СПИ) – из тюрк. kоi "невольник" от kо "лагерь, стоянка" (см. кош I); ср. Мелиоранский, ИОРЯС 7, 2, 290 и сл.; Бернекер 1, 585 и сл. Менее вероятно сближение Соболевского (ЖМНП, 1886, сент., стр. 152) с костить "бранить".

Грамматический словарь Зализняка:

Кощей, кощеи, кощея, кощеев, кощею, кощеям, кощея, кощеев, кощеем, кощеями, кощее, кощеях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(или Кащей) с обычным эпитетом бессмертный — фантастическое лицо русских сказок и былин. К. играет ту же роль скупого хранителя разных сокровищ, что и змей; оба они враждебны сказочным героям и заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, в другом — К. бессмертный. Чтобы убить К., нужны необыкновенные усилия, потому что его смерть сокрыта далеко: на море-окияне, на острове Буяне есть зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, а в утке яйцо; если добыть это яйцо и сжать в руке, К. начинает чувствовать страшную боль, если раздавить яйцо — К. немедленно умрет. То же самое рассказывается и про смерть змея, а в германских сказках — про смерть великана. Подобно змею, К. изображается в сказках людоедом ("Народные сказки" Эрленвейна, № IV) и похитителем девиц и молодых жен, которых он уносит в свое царство. Из сказок К. перешел в былины, где он смешивается с такими чудищами, каковы Идолище поганое и Тугарин Змеевич. В былине об Иване Годиновиче К. налетает на этого богатыря, чтоб отбить у него невесту, Настасью Дмитриевну; в былине о Михаиле Потоке, в списке XVII в., выводится К., царь Золотой Орды; узнав о красоте жены Михаила, он собирает огромное войско и обступает Киев, но богатырь избивает его силу (см. Тихонравов и Миллер, "Былины старой и новой записи", отд. I, стр. 27 и сл.). Имя К., по-видимому, стало собственным из нарицательного, известного в древнерусском языке. Слово К. (тюркского происхождения) встречается в летописях в значении раба, пленника, младшего отрока княжеского. В "Слове о Полку Игореве" К. употребляется и в значении раба, и в смысле человека низкого, коварного, презренного; так, половецкий хан Кончак называется поганым кощеем. В современном языке слово К. не сохранило своего старинного значения (раба), но как презрительный эпитет закрепилось за сказочным злым существом, причем народная этимология привела имя К. в связь со словом кость (ср. старинное кощь — тощий) и видит в К. образ человека костлявого, худого. Из сказок слово вошло в оборот как прозвище скряги, дрожащего над своей казной; ср. производные кощейка — скупая старуха, кощеить и кащеить — скряжничать и др.
Вс. Миллер.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru