Определение слова «КОПЕРНИК»

Большой энциклопедический словарь:

КОПЕРНИК (Kopernik — Copernicus) Николай (1473-1543) — польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении "Об обращениях небесных сфер" (1543) — запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.

Большая советская энциклопедия:

Коперник
(Kopernik, Copernicus)
Николай (19.2.1473, Торунь, — 24.5.1543, Фромборк), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира (См. Гелиоцентрическая система мира). Родился в семье купца. После смерти отца (1483) воспитывался своим дядей Лукашем Ваченроде, епископом Вармийской епархии (Вармия — исконная польская земля, простиравшаяся по берегам Вислы от г. Торунь до Балтийского моря). Учился в Краковском университете (1491—1495). В 24 года был избран каноником. Продолжил образование в итальянских университетах Болоньи, Падуи, Феррары, где, кроме астрономии, изучал медицину и право. После возвращения на родину (1503) был секретарём и врачом у своего дяди и жил до его смерти в г. Лидзбарк, в епископской резиденции. В 1312 поселился в г. Фромборк в одной из башен крепостной стены, окружавшей собор. Это помещение, где К. прожил свыше 30 лет, служило ему обсерваторией; оно сохранилось до настоящего времени.
К. принимал активное участие в жизни Вармии, в борьбе за её независимость. Среди современников К. был известен как государственный деятель, искусный врач и глубокий знаток астрономии. Когда Латеранский собор (1512—17) организовал комиссию по реформе календаря, К. был приглашен в Рим принять участие в её работе. Он доказывал преждевременность такой реформы, поскольку продолжительность года не была ещё достаточно точно известна.
Создание гелиоцентрической системы мира явилось результатом долголетнего труда К. Он начал с попыток усовершенствовать геоцентрическую систему мира, изложенную в «Альмагесте» Птолемея. Многочисленные работы в этом направлении до К. сводились или к более точному определению элементов тех Деферентов и Эпициклов, посредством которых Птолемей представил движения небесных тел, или к добавлению новых эпициклов. К., поняв зависимость между видимыми движениями планет и Солнца, хорошо известную ещё Птолемею, на этой основе построил гелиоцентрическую систему мира. Благодаря ей правильное объяснение получил ряд непонятных с точки зрения геоцентрической системы закономерностей движения планет. Таблицы, составленные К., много точнее таблиц Птолемея, что имело большое значение для быстро развивавшегося тогда мореплавания. Широкое их использование способствовало распространению гелиоцентрической системы мира.
Результаты труда были обобщены К. в сочинении «Об обращениях небесных сфер», опубликованном в 1543, незадолго до его смерти. С появлением этой работы «... начинает своё летосчисление освобождение естествознания от теологии...» (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1969, с. 8). К. развил новые философские идеи лишь в той мере, в какой это было необходимо для очередных практических нужд астрономии. Он сохранил представление о конечной Вселенной, ограниченной сферой неподвижных звёзд, хотя в этом уже не было необходимости (существование и конечные размеры сферы неподвижных звёзд были лишь неизбежным следствием представления о неподвижности Земли). К. стремился прежде всего к тому, чтобы его сочинение было столь же полным руководством к решению всех астрономических задач, каким было «Великое математическое построение» Птолемея. Поэтому он сосредоточил внимание на усовершенствовании математических теорий Птолемея. Важное значение имеет вклад К. в развитие тригонометрии, как плоской, так и сферической; главы сочинения К., посвященные тригонометрии, были изданы отдельно в 1542 его единственным учеником Г. И. Ретиком.
Философское значение гелиоцентрической системы состояло в том, что Земля, считавшаяся раньше центром мира, низводилась на положение одной из планет. Возникла новая идея — о единстве мира, о том, что «небо» и «земля» подчиняются одним и тем же законам. Революционный характер взглядов К. был понят католической церковью лишь после того, как Г. Галилей и др. развили философские следствия его учения. В 1616 декретом инквизиции книга К. была внесена «впредь до исправления» в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828.
Соч.: Gesamtausgabe, Bd 1—2, Munch., 1944—49; в рус. пер.— Об обращении небесных сфер, в кн.: Николай Коперник. [Сб. ст. к 400-летию со дня смерти], М.— Л., 1947.
Лит.: Блажко С. Н., Коперник, М.— Л., 1926; Николай Коперник. Сб. ст. и материалов. К 410-летию со дня смерти (1543—1953), М., 1955; Prowe L., Nicolaus Coppernicus, Bd 1—2, В., 1883—84; Kesten H., Copernicus and his world, 2 ed., N. Y., 1946; Broek L., Bibliografia kopernikowska 1923—1948, Poznan, 1949; Bienkowska B., Kopernik i heliocentryzm w polskiej kulture umysowej do konca XVIII wieku, Wrocaw, 1971.
М. Ф. Субботин.

Н. Коперник.

Советская историческая энциклопедия:

(Kopernik, Copernicus), Николай (19.11.1473 — 24.V.1543) — польск. астроном и мыслитель, создатель гелиоцентрич. системы мира. Род. в Торуни в семье купца. В 1491-94 учился в Краковском ун-те, в 1497-1505 — в итал. ун-тах, где изучал канонич. право, медицину и астрономию. В 1497 избран каноником Вармийской епархии (Польша). С 1503 — доктор канонич. права. В 1506-12 — Секретарь и лейб-медик у своего дяди — епископа в Лидзбарке. В 1512 переехал в Фромборк. Много лет занимался адм. и финанс. делами области. Возглавлял оборону Ольштына против Тевтонского ордена (1520-21). На сеймике в Грудзёнзде (1522) предложил проект ден. реформы.
=====
Ок. 40 лет трудился К. над созданием учения о Вселенной. От критики и отрицания истинности канонизированной церковью геоцентрич. системы мира К. пришел к созданию гелиоцентрич. системы, согласно к-рой Солнце находится в центре, а Земля является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси. К. отказался от "перво-двигателя" Аристотеля и высказал мысль о "самодвижении" небесных тел. К. низвел Землю, считавшуюся раньше центром мира, до положения одной из планет Солнечной системы; тем самым он нанес сильнейший удар по основам церк. мировоззрения. К. настаивал на том, что Библия и церк. авторитеты не должны быть критерием в познании природы. Идеи К. сыграли огромную роль в "...освобождении естествознания от теологии..." (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 5). Подчеркивая, что радиус орбиты Земли ничтожно мал сравнительно с расстоянием до фиксированных звезд, К., однако, рассматривал Вселенную как ограниченную неподвижной сферой фиксированных звезд, вопрос же о конечности или бесконечности Вселенной оставлял открытым. К. считал, что движения планет представляют собой комбинацию круговых движений. Книга "О вращениях небесных сфер" ("De revolutionibus orbium coelestium"), над к-рой К. работал всю жизнь, вышла в Нюрнберге в год его смерти. В 1616 декретом инквизиции учение К. было объявлено "ложным и целиком противным священному Писанию".
=====
Соч.: Gesamtausgabe, Bd 1-2, MUnch., 1944-49; в рус. пер, — О вращениях небесных сфер. Малый комментарий. Послание против Вернера..., М., 1964.
=====
Лит.: Николай Коперник. Сб. ст. к 400-летию со дня смерти, М.-Л., 1947; Герасименко М. П., Николай Коперник — выдающийся экономист эпохи раннего капитализма, К., 1953; Николай Коперник. Сб. ст. и материалов. К 410-летию со дня смерти (1543-1953), М., 1955; Турев Г. A., Учение Коперника и религия, М., 1961; Baranowski H., Bibliografia Kopernikowska. 1509-1955, Warsz., 1958; Koyr A., La rvolution astronomique. Copernic, Kepler, Borelli, P., 1961.
=====
A. Э. Штекли. Москва.

Новейший философский словарь:

КОПЕРНИК (Kopernik, Copernicus) Николай (1473-1543) — польский мыслитель эпохи Возрождения, основатель научной астрономии, обосновавший гелиоцентрическую систему мира. Избранный каноником Вармийской коллегии священников, К. много лет не исполнял церковных обязанностей, повышая образование (философия, право, медицина, астрономия) в университетах Кракова, Болоньи, Падуи (К. слушал лекции Помпонацци) и Феррары. Оборудовав во Фром-борке (Фрауэнбурге) обсерваторию, прожил в ней почти 30 лет. В результате попыток усовершенствовать канонизированную церковью геоцентрическую систему мира Птолемея, изложенную в «Альмагесте», К. не только вновь открыл давно и прочно забытую древнюю идею гелиоцентризма (Аристарх Самосский, 3 в. до н.э.), но и убедительно обосновал ее как научную систему. (К. писал: «В середине всех этих орбит находится Солнце; ибо может ли прекрасный этот светоч быть помещен в столь великолепной храмине в другом, лучшем месте, откуда он мог бы все освещать собой»). Вопреки Птолемею (начав опровергать его уже в ранней работе «Очерк нового механизма мира», 1505-1507), К. утверждал, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот, Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. К. первым установил, что Луна вращается вокруг Земли и является спутником последней. Эта система взглядов, согласно К., способна «с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим». Оценивая в духе времени собственнную астрономическую концепцию как философскую по статусу, К. не скрывал, что именно рассуждения античных пифагорейцев, Лукреция Кара, Вергилия, а также «физиологов» (согласно К., мыслители от Анаксимандра до Демокрита) способствовали вызреванию его идей. Понимая, что его открытие противоречит учению церкви, К. решился опубликовать свой главный труд «О обращении небесных сфер» только накануне смерти (1543). Пытаясь обезвредить теорию К., помимо его воли и желания, редактор его труда лютеранский теолог А. Оссиандер в предисловии определил ее как совершенно нереальную, хотя и «удивительную» гипотезу. Когда же теория К. была подтверждена Бруно и Галилеем, церковь открыто выступила против нее. Папа Павел V в 1615 объявил учение К. еретическим, а через год его труд был внесен в «Индекс запрещенных книг» и числился под запретом до 1828.

Новая философская энциклопедия:

КОПЕРНИК (Kopernik, Copernicus) Николай (19 февраля 1473, Торунь, Польша – 24 мая 1543, Фромборк) – польский астроном и мыслитель, возродивший и научно обосновавший гелиоцентрическую систему мира. Изучал математику, теоретические основы астрономии, медицину в Краковском университете (1491–95), учился на факультете церковного права Болонского университета (1496–1501), где изучал также астрономию и участвовал в исследованиях знаменитого астронома Доменико де Новара. Обучался медицине в Падуанском университете, в Ферраре получил степень доктора канонических прав (1503). Исполнял многочисленные обязанности: каноник во Фромборке, канцлер Вармийского капитула, инициатор денежной реформы. Кроме того, он организовал защиту от нападения воинов Тевтонского ордена, как врач участвовал в борьбе с эпидемией 1519, читал лекции по математике, издавал переводы. Одновременно Коперник постоянно занимался астрономическими наблюдениями и математическими расчетами движения планет и к 1532 завершил работу «Об обращении небесных сфер», на издание которой он долго не решался, хотя был убежден в ошибочности системы Птолемея и истинности гелиоцентрической модели Вселенной. Работа вышла лишь в 1543, в год его смерти. С 1616 по 1882 по требованию Ватикана труд Коперника был в Индексе запрещенных изданий. Основному труду предшествовал «Малый комментарий» (1505–07), в котором излагались основные допущения гелиоцентризма. Все сферы движутся вокруг Солнца как центра мира, центр Земли – это центр тяготения и лунной орбиты, все движения «небесной тверди», Солнца и планет принадлежат не им, а Земле. Эти положения детально разработаны в главном труде Коперника, где обосновано, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца в плоскости эклиптики, вокруг своей оси, перпендикулярной к плоскости эклиптики, и вокруг собственной оси, перпендикулярной плоскости экватора. Кроме того, доказывается, что мир и Земля сферичны, движение небесных тел круговое и постоянное, Земля занимает лишь малую часть бесконечно большого пространства небес. По Т.Куну, нововведение Коперника не было просто указанием на движение Земли, но составляло новый способ видения проблем физики и астрономии, при котором необходимо изменился смысл понятий «земля» и «движение» (см. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975, с. 190).
Сочинения:
1. Opera omnia, t. 1–2. Warsz., 1972–1975;
2. О вращениях небесных сфер. М., 1964.
Литература:
1. Николай Коперник. К 500-летию со дня рождения, пол ред. В.А.Котельникова. М., 1973;
2. Веселовскиіі И.Н., Белый Ю.А. Николай Коперник. М., 1974;
3. Kuhn T.S. The Copernican Revolution. Cambr. (Mass.), 1957.
Л.А.Микешина

Научно-технический словарь:

КОПЕРНИК (Kopernik, Copernicus) Николай (1473-1543), польский астроном. В его время общепринятой считалась геоцентрическая система Вселенной, с Землей в центре и сложной системой орбит вокруг нее, предложенная ПТОЛЕМЕЕМ примерно на 1500 лет раньше. Исследовав движение планет, Коперник разработал гелиоцентрическую теорию Вселенной (с Солнцем в центре). В системе Коперника (как ее называют в настоящее время) движение планет по небу объяснялось их вращением вокруг Солнца, а движение небесной сферы — вращением Земли вокруг собственной оси. Коперник подвел итог своих исследований в книге «De revolutionibus orbium celestum» («Об обращении небесных светил»), которая была опубликована в 1543 г. Большинство современных ему астрономов сочли новую систему только удобным средством для расчета положения светил и продолжали верить в АРИСТОТЕЛЕВСКУЮ систему мира. см. также ГАЛИЛЕЙ, КЕПЛЕР.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Nicolaus Copernicus, 1473-1543) — знаменитый астроном, преобразователь этой науки и положивший начало современному представлению о системе мира. Много спорили о том, был ли К. поляком или немцем; ныне национальность его не подлежит сомнению, так как найден список студентов падуанского университета, в котором К. записан в числе учившихся там поляков. Родился в Торне, в купеческой семье. Потеряв 9-тилетним ребенком отца и оставшись на попечении дяди по матери, каноника Ватцельрода, К. в 1491 г. поступил в краковский университет, где с одинаковым усердием изучал математику, медицину и богословие. По окончании курса К. путешествовал по Германии и Италии, слушал лекции в разных университетах, а одно время даже и сам профессорствовал в Риме; в 1503 г. он вернулся в Краков и прожил тут целых семь лет, состоя профессором университета и занимаясь астрономическими наблюдениями. Однако шумная жизнь университетских корпораций была не по душе К., и в 1510 г. он переселился в Фрауенбург, маленький городок на берегу Вислы, где провел всю остальную жизнь, состоя каноником католического костела и посвящая свои досуги астрономии и безвозмездному лечению больных; мало того, когда было нужно — К. посвящал свои силы и практическим работам: по его проекту введена новая монетная система в Польше, а в г. Фрауенбурге он построил гидравлическую машину, которой снабжались водой все дома. — По глубине соображений, К. неоспоримо был величайшим астрономом своего времени, но как практик он был ниже даже арабских астрономов; однако, в этом не его вина: в его распоряжении были самые бедные средства и все инструменты он делал собственными руками. Занимаясь размышлениями о Птолемеевой системе мира, К. поражался ее сложностью и искусственностью, и, изучая сочинения древних философов, особенно Никиты Сиракузского, Филолая и др., он пришел к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром вселенной. Исходя из этого положения, К. весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет, но, не зная еще истинных путей планет и принимая их кругообразными, он был еще вынужден частью удержать эпициклы и дифференты древних для объяснения разных неравенств движений. Эти эпициклы и дифференты были окончательно отброшены лишь Кеплером. Главное и почти единственное сочинение К., плоды более чем 30-тилетней его работы в Фрауенбурге, это: "De revolutionibus orbium coelestium". Сочинение издано в Регенсбурге в 1543 г. и посвящено папе Павлу III; оно разделено на 6 частей и печаталось под наблюдением лучшего и любимейшего ученика К., Ретикуса; автор имел отраду видеть и держать в руках это творение хоть на своем смертном одре. В первой части говорится о шарообразности мира и Земли, а также изложены правила решения прямоугольных и сферических треугольников; во второй даются основания сферической астрономии и правила вычисления видимых положений звезд и планет на небесном своде. В третьей говорится о прецессии или предварении равноденствий, с объяснением ее попятным движением линии пересечения экватора с эклиптикой. В четвертой — о Луне, в пятой о планетах вообще, и в шестой — о причинах изменения широт планет. Уединенная жизнь и позднее опубликование сочинения избавили К. от гонений, которым подверглись его последователи; он умер спокойно и похоронен в Торне в костеле св. Яна. Только в XIX в. ему поставлены памятники в Варшаве, Кракове, Торне и Регенсбурге. Полное собрание сочинений К. издано Барановским в Варшаве в 1854 г. на латинском и польском языках. Биографии его написаны: Снядецким ("О Koperniku", 1814), Вестфалем ("N. Kopernikus", 1822), Барановским, Бартошевичем, Араго, Савичем ("Журн. Мин. Нар. Просв.," 1873) и др.
В. Витковский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru