Определение слова «контрданс»

Большой энциклопедический словарь:

КОНТРДАНС (франц. contredanse, от англ. country-dance, букв. — деревенский танец) — народный английский танец. Как бальный распространился в Европе, в 19 в. получил название кадриль. Музыкальный размер 2/4, 6/8.

Большая советская энциклопедия:

Контрданс
(франц. contredanse, от англ. countrydance, буквально — деревенский танец)
народный английский танец. Возник в 17—18 вв. Позднее как бальный танец получил распространение в др. европейских странах, в 19 в. слился с кадрилью. Вначале состоял из одной фигуры, затем из 5—6. Характерные музыкальные размеры 2/4, 6/8. Первые музыкальные обработки К. сделал Дж. Плейфорд в танцевальном сборнике «Английский танцевальный учитель» (1651). Как музыкальная форма К. представлен в творчестве В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. И. Чайковского и др.

Толковый словарь Кузнецова:

контрданс
КОНТРДАНС -а; м. [франц. contre-danse] Старинный танец (род кадрили), исполнявшийся четырьмя, шестью и восьмью парами; музыка к этому танцу. Протанцевать две мазурки и несколько контрдансов. Мелодия контрданса.

Малый академический словарь:

контрданс
-а, м.
Старинный танец (род кадрили), исполнявшийся четырьмя, шестью и восьмью парами, а также музыка к этому танцу.
Мелодия контрданса.

Она протанцевала две мазурки, несколько контрдансов. И. Гончаров, Обломов.
[франц. contre-danse]

Музыкальная энциклопедия:

(франц. contredanse, от англ. countrydance, букв. — деревенский танец) — старинный англ. нар. танец. Впервые упоминается в лит-ре в 1579. Об истории возникновения К. известно мало, не исключено, что танец берёт своё начало от хороводов и шествий в честь праздника весны. Первые муз. обр. сделал комп. Дж. Плейфорд в танцевальном сб. "Английский танцевальный учитель" (1651), к-рый затем переиздавался 18 раз вплоть до 1728. К. существовал в двух разновидностях: longway и round. Осн. особенность К. — возможность одноврем. участия любого количества пар, образующих круг (round) или две противоположные линии (longways) танцующих, к-рые по очереди повторяют известные фигуры танца. Преим. размеры: 2/4, 6/8. Музыка К. варьировалась очень разнообразно. Количество па доходило до неск. сотен. В 1685 появился в Нидерландах и Франции. Наибольшее распространение получил в 1750-62, вытеснив даже менуэт. Общедоступность, живость и универсальность К. (в противоположность придв. танцам — менуэту и паванне, исполняемым одной-двумя парами) сделали его в 18-19 вв. популярным на балах Европы (в т.ч. и России). Это привело к возникновению многочисл. видов К.: кадриль, гросфатер, экоссез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и др. К. называли по-разному: contredance angles — во Франции; Kontertanz frances — в Германии; ecosses — в др. странах Европы.
Самый распространённый вид К. — франц. кадриль; участвуют четыре или восемь пар, образующих каре; состоит из пяти или шести фигур; перед каждой фигурой обязательна ритурнель в 8-16 тактов.
Мелодии К. часто использовались композиторами-вёрджиналистами как темы вариаций; в балетах — как заключит. номер (опера-балет "Полимия" Рамо, его же балеты "Пигмалион", "Зефир" и др., "Творение Прометея" Бетховена; впоследствии Л. Бетховеном — как тема вариаций ор. 35 и финала Героической симфонии). Муз. форма К. есть и у В. А. Моцарта ("Дон Жуан"), Бетховена (12 контрдансов для оркестра), П. И. Чайковского ("Евгений Онегин"). Мн. мелодии К. впоследствии подтекстовывались, превращаясь в массовые песни (напр., "Зa ira" — песня Великой франц. революции). Темы К. становились основой водевильных куплетов, песен в балладных операх.
К. утрачивает популярность к 1830, но сохраняется в нар. быту, особенно в Англия и Шотландии. В 20 в. благодаря усилиям Об-ва нар. танцев, созданного в Англии в 1911, К. возрождается; издано 100 танцев из "Английского танцевального учителя", получивших распространение в Шотландии, Германии, Сев. Америке.
Литература: Ивановский П. П., Бальный танец XVI-XIX вв., М., 1963; Васильева-Рождественская М., Историко-бытовой танец, М., 1963.
С. П. Панкратов.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
контрданс, -а

Этимологический словарь Макса Фасмера:

контрданс
название танца, также контратанец. Первое – из франц. соntrеdаnсе, второе – из нем. Kontertanz (XVIII в.; см. Шульц -Баслер 1, 386).

Грамматический словарь Зализняка:

Контрданс, контрдансы, контрданса, контрдансов, контрдансу, контрдансам, контрданс, контрдансы, контрдансом, контрдансами, контрдансе, контрдансах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru