Определение слова «Конкуренция»

Толковый словарь Ефремовой:

конкуренция ж.
Соперничество в чём-либо или на каком-либо поприще; борьба за достижение лучших результатов.

Толковый словарь Ушакова:

КОНКУРЕ́НЦИЯ, конкуренции, мн. нет, ·жен. (от ·лат., см. конкурент).
1. Соревнование, соперничество на каком-нибудь поприще. Выдержать конкуренцию.
2. В политической экономии — состязание, борьба на рынке различных участников капиталистического производства или торговли.
• Вне конкуренции (·разг.) — о таком предмете или лице, с которым ничто или никто не может конкурировать. Товар вне конкуренции.

Большая советская энциклопедия:

I
Конкуренция (позднелатинское concurrentia, от латинского concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь)
свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; при капитализме — борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли. К. порождается частнокапиталистической собственностью на средства производства, когда между производителями не существует иной экономической связи, кроме рынка. Одновременно К. является механизмом стихийного регулирования общественного производства. В результате К. происходит разорение одних производителей и обогащение других (экономически более сильных), происходит дифференциация мелких товаропроизводителей, что неизбежно приводит к развитию капиталистических производственных отношений. Наиболее полное развитие К. получает в условиях капитализма. Она проявляется в действии экономического закона К. и анархии производства. Формы и методы конкурентной борьбы менялись на различных этапах развития капитализма. При домонополистическом капитализме преобладала свободная К., которая характеризовалась сравнительно мирными методами, сводилась к экономическому подавлению соперника (к разорению его) главным образом методом открытой ценовой К. (сбивания цен). В этот период в наиболее «чистом» виде проявляются 2 основные формы конкурентной борьбы — Внутриотраслевая конкуренция, которая ведётся за влияние и место на рынке (в результате её образуется единая общественная или рыночная стоимость), и Межотраслевая конкуренция за наиболее прибыльные сферы приложения капиталов. В результате межотраслевой К. происходит перелив капиталов из отраслей с низкой нормой прибыли (См. Норма прибыли) в отрасли с высокой нормой прибыли, что ведёт к образованию средней нормы прибыли, одинаковой во всех отраслях производства. Таким образом К. является антагонистической формой развития производительных сил в капиталистическом хозяйстве. Каждый товаропроизводитель, капиталист или отдельная монополия, стремясь снизить Издержки производства, чтобы выжить в борьбе всех против всех и уничтожить соперника, вынуждены независимо от своей воли использовать современную машинную технику, прогрессивную технологию, развивать новые отрасли и виды производства.
К. выступает мощным фактором концентрации производства (См. Концентрация производства), которая на определённой ступени приводит к возникновению монополий и перерастанию капитализма свободной К. в Империализм — высшую и последнюю стадию капитализма. Свободная К. сменяется монополией. Но господство монополий не устраняет конкурентной борьбы, т. к. присвоение результатов труда остаётся частным. Сохраняется анархия производства, антагонизм интересов различных монополистических групп, различных слоев буржуазии. И чем интенсивнее развивается монополистический капитализм, тем сильнее обостряется К., характер её зависит от степени монополизации капиталистического хозяйства. В. И. Ленин писал: «... монополии, вырастая из свободной конкуренции, не устраняют ее, а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крутых противоречий, трений, конфликтов» (Полное собрание сочинений, 5 издание, том 27, страница 386). Монополия, выросшая из свободной К., является прямой её противоположностью. Монополия существует в обстановке товарного производства, находится в постоянном противоречии с ней. Поскольку монополии хотя бы на время могут устанавливать монопольные цены (См. Монопольная цена), постольку до известной степени исчезает стимул к техническому прогрессу, но, тем не менее, «... монополия при капитализме никогда не может полностью и на очень долгое время устранить конкуренции с всемирного рынка...» (там же, страница 397). К. ведётся уже на новой основе. Взаимодействие сил монополии и К. составляет важнейшую особенность экономического механизма в эпоху господства монополий. Решающее значение приобретает К. между крупнейшими корпорациями: внутриотраслевая, межотраслевая, в рамках национальных хозяйств и в масштабе всей капиталистической системы. К. осуществляется также между монополиями и немонополизированными предприятиями (аутсайдерами), причём монополии широко используют методы прямого давления: лишение аутсайдеров покупателей (через соглашения с торговыми компаниями); затруднение транспортировки их товаров (через соглашения с транспортными компаниями); лишение кредита и т. п. В известной мере К. имеет место и внутри монополистических объединений. Особенно острая конкурентная борьба развёртывается из-за источников сырья, из-за рынков сбыта. Важнейшая особенность монополистической К. — изменение роли конкуренции цен. Она ведётся посредством маневрирования ценами (система тайных скидок и уступок по сравнению с объявленными ценами для крупных покупателей; общие и частичные распродажи товаров по сниженным ценам; установление одинаковой цены на товары различного качества). Для современной монополистической К. особенно характерно широкое использование различных форм неценовой К. (техническое превосходство, качество и надёжность изделий, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, условия оплаты). В руках крупнейших корпораций нововведения становятся орудием конкурентной борьбы на национальном и мировом рынках. Именно крупнейшие компании сосредоточивают в своих руках основные производственные мощности в динамичных отраслях, имеют исследовательские лаборатории и научные кадры, концентрируют у себя основные патенты, располагают необходимыми капиталами и пользуются правительственными субсидиями и заказами. Государство предоставляет крупнейшим монополиям бесплатные субсидии, льготные тарифы, право ускоренной амортизации (См. Амортизация), т. е. установления чрезмерно высоких норм износа основного капитала. Т. о. механизм стихийного рыночного регулирования находится под воздействием частномонополистического и государственного регулирования.
Одним из основных средств конкурентной борьбы стала реклама. Она способствует перераспределению рынков между конкурентами, увеличению их ёмкости и созданию новых рынков. Крупные компании широко используют в конкурентной борьбе внерыночные формы борьбы: финансовые махинации, спекуляции ценными бумагами, судебные тяжбы, экономические бойкоты, принуждения к слиянию вплоть до прямых диверсий и т. д. Все эти методы и формы конкурентной борьбы ведут к росту издержек корпораций, которые перекладываются на общество через механизм монопольно высоких цен. Монополистическая. К., с одной стороны, ускоряет темп научно-технических, организационных и структурных изменений, с другой — обостряет противоречия капитализма. «Именно это соединение противоречащих друг другу „начал»: конкуренции и монополии и существенно для империализма, именно оно и подготовляет крах, т. е. социалистическую революцию» — указывал В. И. Ленин (там же, том 32, страница 146).
В социалистическом обществе, основанном на общественной собственности на средства производства и планомерной организации производства, К. нет. Отношения товарищеского сотрудничества и братской взаимопомощи порождают Социалистическое соревнование, являющееся прямой противоположностью капиталистической К.
Лит.: Маркс К., Нищета философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 151; его же. Капитал, т. 1, там же, т. 23, с. 279—80, 559; т. 2, там же, т. 24, с. 195: т. 3, там же, т. 25, ч. 1. с. 246—47, 253. 344—45. 391, 401—402, 480—81; т. 25, ч. 2, с. 32, 245; Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 152, 220—21, 283; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27; его же, Как организовать соревнование, там же, т. 35, с. 195—96; Политическая экономия современного монополистического капитализма, т. 1, М., 1970, гл. 7; Седов В. И., Новые формы конкурентной борьбы в условиях современного капитализма, М., 971.
В. А. Бударин.
II
Конкуренция (биологическое)
соревнование, взаимоотношения между организмами одного и того же или разных видов, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения; одна из сторон борьбы за существование (См. Борьба за существование) (вторая её сторона — Элиминация, т. е. уничтожение менее приспособленных форм и устранение их от размножения). Различают внутригрупповую и межгрупповую К. Внутригрупповая осуществляется между особями популяции (См. Популяция) (на основе их индивидуальных различий) за сохранение своей жизни и жизни потомства. Межгрупповая происходит между популяциями (на основе их групповых различий) и приводит к вытеснению одних популяций другими, а также к накоплению различий между разобщёнными популяциями, что способствует образованию новых подвидов, а затем и видов. Межвидовая К. наиболее остро проявляется между близкими видами; при изменении условий в благоприятную сторону для одного вида К. приводит к вытеснению им другого вида. Т. о., межвидовая К. может вести к дивергенции (См. Дивергенция) близких видов, вымиранию одних и широкому распространению других групп организмов.
А. А. Махотин.

Экологические термины и определения:

Тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают между собой в потреблении одних и тех же, обычно ограниченных ресурсов. Ресурсы могут быть как пищевого, так и другого рода: наличие мест для выведения потомства, укрытий и т. д.
В случае конкуренции присутствие другого организма или вида, с одной стороны, неблагоприятно для каждого из них, так как часть необходимых ресурсов используется соседом, с другой — это есть одно из проявлений сопротивления среды. Конкуренцию подразделяют на внутривидовую и межвидовую.

Финансовый словарь терминов:

Закон товарного производства, отражающий механизм соперничества товаропроизводителей, обусловленный противоречивостью их интересов в области производственно-сбытовой и торговой деятельности. В практике конкурентной борьбы широко используются неценовые формы КОНКУРЕНЦИИ. Среди них на первое место выдвигается соперничество в области качества товара, улучшения и обновления товарного ассортимента, предоставления комплексных услуг, совершенствования системы сбыта товаров и т.п. Фактор цен, по мнению специалистов, в политике корпораций занимает место не выше пятого. КОНКУРЕНЦИЯ отражает состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю.

Большой словарь иностранных слов:

Конкуренции, мн. нет, ж. [от латин., см. конкурент]. 1. Соревнование, соперничество на каком-н. поприще. Выдержать конкуренцию. 2. В политической экономии – состязание, борьба на рынке различных участников капиталистического производства или торговли. І Вне конкуренции (разг.) – о таком предмете или лице, с которым ничто или никто не может конкурировать. Товар вне конкуренции.

Толковый словарь Кузнецова:

конкуренция
КОНКУРЕНЦИЯ -и; ж. [от лат. concurrere — сбегаться, сталкиваться]
1. Соперничество на каком-л. поприще, борьба за достижение лучших результатов. Быть вне конкуренции (разг.; быть лучше всех, вне всякого сравнения).
2. Борьба, соперничество между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров при товарном производстве. К. в торговле. Обострение конкуренции. Не выдержать конкуренции.
Конкурентный, -ая, -ое (2 зн.). К-ая борьба.

Большой юридический словарь:

(позднелат. concurrentia, от concurrere — сталкиваться) — состязательность хозяйствующих субъектов, при которой ограничена возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Малый академический словарь:

конкуренция
-и, ж.
1.
Соперничество на каком-л. поприще, борьба за достижение лучших результатов.
Ладошников всегда заявлял, что лишь недалекие люди боятся конкуренции, а люди подлинного творчества ценят общение с каждым талантом. Бек, Талант.
2.
Борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров при товарном производстве; борьба между капиталистами за обеспечение наивысшей прибыли при капитализме.

вне конкуренции
выше всякого сравнения.

[От лат. concurrere — сбегаться, сталкиваться]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
конкуренция, -и

Толковый словарь Ожегова:

КОНКУРЕНЦИЯ, и, ж. Соперничество; борьба за достижение больших выгод, преимуществ. Торговая к. Вне конкуренции (перен.: выше всякого сравнения; разг.).
| прил. конкурентный, ая, ое.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

конкуренция
Через нем. Konkurrenz (XVII в.; Шульц–Баслер 1, 380) или польск. konkurencja от лат. concurrentia.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru