Определение слова «композиция»

Толковый словарь Ушакова:

КОМПОЗИ́ЦИЯ, композиции, ·жен. (·лат. compositio — составление) (·книж. ).
1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе.
| Музыкальное произведение (муз.). Это — очень талантливая композиция.
2. Отдел теории архитектуры, излагающий правила соединения частей в одно целое (архит.).
3. Художественная структура, построение произведения (иск.). Поэма, прекрасная по композиции, но недостаточно обработанная. Композиция лирического стихотворения. Композиция картины. Композиция романса, сонаты.
4. Материал, представляющий собой сплав, состав из нескольких веществ. «Медальон... из какой-то композиции.» Гончаров.
5. Имитация, подделка (преим. драгоценного камня; ·устар. ). Малахитовая композиция.

Большой энциклопедический словарь:

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio — составление, связывание) ,1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция — мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).
2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.
3) Произведение, включающее различные виды искусств (напр., литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.4) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

Архитектурный словарь:

(лат. compositio — составление)
Под архитектурной композицией подразумевают сочетание и взаимосвязь всех элементов сооружения, которые в результате создают целостность и законченность архитектурного произведения. Эстетическая сторона составляет здесь лишь часть общей программы. Задачей архитектурной композиции является приведение к гармоническому единству всех требований функционального, технического, экономического и эстетического порядка.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Большая советская энциклопедия:

I
Композиция (от лат. compositio — составление, сочинение)
1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы К., складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др.
К. в литературе — организация, расположение и связь разнородных компонентов художественной формы литературного произведения. К. включает: расстановку и соотнесенность характеров (К. как «система образов»), событий и поступков (К. Сюжета), вставных рассказов и лирических отступлений (К. внесюжетных элементов), способов или ракурсов повествования (собственно повествовательная К.), подробностей обстановки, поведения, переживаний (К. деталей).
Приёмы и способы К. весьма разнообразны. Художественно значимыми порой оказываются сопоставления событий, предметов, фактов, деталей, удалённых друг от друга в тексте произведения. Важнейшим аспектом К. является также последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, — временная организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания. И, наконец, К. включает в себя взаимную соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературной формы. Наряду с термином «К.» многие современные теоретики используют в том же значении слово «структура» (см. Структура художественного произведения).
Являя собой «... бесконечный лабиринт сцеплений...» (см. Л. Н. Толстой, О литературе, 1955, с. 156), К. завершает сложное единство и цельность произведения, становясь венцом художественной формы, которая всегда содержательна. «Композиция — это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли… Поэтому она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на неё похожа; её цель — расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи» («Теория литературы», [кн. 3], 1965, с. 425).
Каждое произв. сочетает как общие, «типовые» для данного рода, жанра или направления способы К. (например, троекратные повторы в сказках, узнавание и умолчание в драмах «интриги», строгая строфическая форма сонета, ретардация в эпике и драме), так и индивидуальные, свойственные данному писателю или отдельному произведению (так, в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» ведущий принцип К. персонажей и их системы — полярность, в том числе нарочито мнимая: Николай I — Шамиль).
В современном литературоведении бытует и более локальное использование термина «К.». При этом единицей, компонентом К. выступает такой «отрезок» произведения (текста), в пределах которого сохраняется один способ или ракурс изображения — динамическое Повествование или статическое Описание, характеристика, Диалог, Лирическое отступление и т.д. Простейшие единицы слагаются в более сложные компоненты (цельная зарисовка портрета, психического состояния, воспроизведение разговора и т.д.). Еще более крупным и самостоятельным компонентом является сцена (в эпосе, драме). В эпосе она может состоять из ряда форм изображения (описание, повествование, монолог); в неё могут войти портрет, пейзаж, интерьер; но на всём её протяжении сохраняется один ракурс, выдерживается определённая точка зрения — автора или персонажа-участника, или стороннего наблюдателя-расказчика; иначе: каждая сцена «изображается» непременно чьими-то глазами. Именно сочетание форм изложения и определенных «точек зрения», их взаимосвязанность и единство и составляют К. в этом смысле.
Своеобразна К. стихотворных произведений, особенно лирических; её отличают строгая соразмерность и взаимообусловленность метрико-ритмических единиц (Стопа, стих, строфа), синтаксических отрезков и интонаций, а также непосредственно-смысловых единиц (тем, мотивов, образов; см. Стих, Стихотворение, Поэзия и Проза).
В литературе 20 в. усиливается активность композиционного начала, что отразилось в возникновении понятия Монтаж (сначала применительно к кино, потом — к театру и литературе).
В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). К. организует как внутренне построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.
К. в архитектуре имеет своей основой гармоническое соотношение идейно-художественных принципов, функционального назначения, конструктивных особенностей и градостроительной роли зданий, сооружений и их комплексов. К. определяет облик, планировочное и объемно-пространственное построение города в целом либо архитектурного ансамбля, отдельного здания или сооружения. Принципы К. там, где они выступают в органическом единстве с художественно отраженными в них принципами конструкции, совместно образуют структурное соотношение нагрузки и опоры, архитектонику (См. Архитектоника) сооружения. К. в изобразительном искусстве представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.д. Типы К. разделяются на «устойчивые» (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и «динамические» (где основные композиционные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы), «открытые» (где преобладают центробежные разнонаправленные силы, а изображение всемерно раскрывается зрителю) и «закрытые» (где побеждают центростремительные силы, стягивающие изображение к центру произведения). Устойчивые и закрытые типы К. преобладают, например, в искусстве Возрождения, динамические и открытые — в искусстве барокко. В истории искусства большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, раннем средневековом искусстве, в искусстве Высокого Возрождения, классицизма), так и движение от традиционных жёстких канонических схем к свободным композиционным приёмам; так, в искусстве 19—20 вв. большую роль сыграло стремление художников к свободной К., отвечающей их индивидуальным творческим особенностям.
О К. в музыке, т. е. о структуре музыкального произведения, см. Музыкальная форма.
2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение, конечный результат творческого труда композитора или художника.
3) Сложное художественное произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная К.).
4) Сочинение музыки. В музыкальных учебных заведениях (училищах, консерваториях) преподается как особый учебный предмет (в советских музыкальных учебных заведениях носит название сочинения). Обучение композиции тесно связано с изучением таких музыкально-теоретических предметов, как Гармония, Полифония, Инструментовка, анализ музыкальных произведений.
Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Томашевский Б., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М. — Л., 1931; Алпатов М. В., Композиция в живописи, М. — Л., 1940: Теория литературы, [кн. 2], М., 1964, с. 433—34, [кн. 3], М., 1965, с. 422—42; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; его же, Анализ поэтического текста, Л., 1972; Успенский Б., Поэтика композиции, М., 1970; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971; Schmarzow А., Kompositionsgesetze in der Kunst des Mittelalters, Bd 1—2, Bonn — Lpz., 1920—22.
В. E. Хализев, В. С. Турчин.
II
Композиция (математическое)
общее название для операции, производящей из двух элементов а и b третий элемент с = а*b. Например, К. двух функций f (x) и g (x) называют функцию h (x) = f [g (x)]. В математическом анализе и теории вероятностей К. называют некоторые другие способы образования из двух функций f (x) и g (х) третьей функции h (x) = f (x)*g (x), например:

.

Словарь по культурологии:

(лат. composito – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие.

Толковый словарь Даля:

композиция
См. компонировать

Большой словарь иностранных слов:

Композиции, ж. [латин. compositio – составление] (книжн.). 1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе. || Музыкальное произведение (муз.). Это – очень талантливая композиция. 2. Отдел теории архитектуры, излагающий правила соединения частей в одно целое (архит.). 3. Художественная структура, построение произведения (искус.). Композиция лирического стихотворения. Композиция картины. 4. Материал, представляющий собой сплав, состав из нескольких веществ. Медальон… из какой-то композиции. Гончаров. 5. Имитация, подделка (преимущ. драгоценного камня; устар.). Малахитовая композиция.

Толковый словарь Кузнецова:

композиция
КОМПОЗИЦИЯ -и; ж. [от лат. compositio — составление]
1. Строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства. К. романа. К. оперы. К. картины. Мастерство композиции.
2. Произведение (музыки, живописи и т.п.), имеющее определённое построение, единство. Исполнить несколько композиций на фортепьяно. // Объединённое темой, сюжетом сочетание литературных, музыкальных и т.п. произведений или их частей. Литературно-музыкальная к. Театр показал композицию по стихам поэтов-фронтовиков. Хореографическая к. Цветочная к.
3. Иск. Теория составления музыкальных произведений и построения произведений изобразительного искусства. Класс композиции. Экзамен по композиции. Уроки композиции в художественной школе.
4. Устар. Сочинение музыкального произведения.
5. Спец. Сплав из различных металлов.
Композиционный, -ая, -ое (1, 5 зн.).

Большой юридический словарь:

Во франкском государстве денежная компенсация потерпевшему за вред, причиненный преступлением. получение к. было запрещено в великом ордонансе 1357 г.

Малый академический словарь:

композиция
-и, ж.
1.
Строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства.
Композиция романа. Композиция оперы.

Окруженный солдатами, Оганесян начал разъяснять им смысл и композицию картин. Казакевич, Весна на Одере.
2.
Произведение (музыки, живописи и т. д.), имеющее определенное построение, единство.
[Лемм] снова сыграл свою чудную композицию. Тургенев, Дворянское гнездо.
Никогда не учась рисовать, он набрасывал эскизы и композиции, которые обличали богато одаренное воображение и сильное артистическое чутье. Григорович, Пахатник и бархатник.
||
Объединенное темой, сюжетом сочетание литературных, музыкальных произведений или их частей.
Литературно-музыкальная композиция.
3. муз.
Теория составления музыкальных произведений.
Класс композиции.
||
Сочинение музыкальных произведений.
Видя, с какою неистовою страстью я предавался композиции, он старался отклонить меня от этой, по его мнению, пагубной склонности. Глинка, Записки.
4. устар.
Сплав из различных металлов.
Я сам купил у мальчишки медальон героя из какой-то композиции. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
[От лат. compositio — составление]

Математическая энциклопедия:

Бинарная алгебраическая операция. Напр., К. (или суперпозицией) двух функций f(x)и g(x)наз. функция h(x)=f[g{x)].O K. в теории вероятностей см. Свертка.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
композиция, -и

Этимологический словарь Макса Фасмера:

композиция
впервые у Куракина; см. Смирнов 152. Через польск. kоmроzусjа "сочинение" или нем. Komposition от лат. compositi.

Грамматический словарь Зализняка:

Композиция, композиции, композиции, композиций, композиции, композициям, композицию, композиции, композицией, композициею, композициями, композиции, композициях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru