Определение слова «Китайская Чанчуньская железная дорога»

Большой энциклопедический словарь:

КИТАЙСКАЯ ЧАНЧУНЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (КЧЖД) — железнодорожная магистраль в Северо-Вост. Китае. Под названием Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) была построена Россией в 1897-1903. После русско-японской войны 1904-05 южное направление КВЖД отошло к Японии и названо Южной Маньчжурской железной дорогой (ЮМЖД). С 1924 КВЖД находилась в совместном управлении СССР и Китая. В 1935 продана Маньчжоу-го. С августа 1945 ЮМЖД и КВЖД в совместном управлении СССР и Китая с общим названием КЧЖД. В 1952 советское правительство безвозмездно передало правительству Китая права на КЧЖД.

Большая советская энциклопедия:

Китайская Чанчуньская железная дорога
(КЧЖД; с 1953 — Харбинская железная дорога)
железнодорожная магистраль в Северо-Восточном Китае, от станции Манчжурия через Харбин до Суйфыньхэ и от Харбина до Даляня (Дальнего), с ветками: Ляоян — Бэньси, Суцзятунь — Фушунь, Дашицяо — Инкоу, Цзинь-чжоу — Чэньцзытун, Чжоушуйцзы — Люйшунь (Порт-Артур). КЧЖД под названием Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) была построена Россией в 1897—1903 по русско-китайскому договору 1896. По окончании русско-японской войны 1904—05 (См. Русско-японская война 1904-1905) южное направление КВЖД от Куанчэн-цзы (Чанчуня) до Даляня и Люйшуня по Портсмутскому мирному договору 1905 (См. Портсмутский мирный договор 1905) отошло к Японии и было названо Южно-Маньчжурской железной дорогой (ЮМЖД). В 1918 Япония ввела свои войска в район КВЖД и в 1920 пыталась завладеть ею. На Вашингтонской конференции 1921—22 (См. Вашингтонская конференция 1921-22) происходила острая борьба держав за обладание КВЖД. По советско-китайскому соглашению 31 мая 1924 КВЖД была признана чисто коммерческим предприятием, совместно управляемым СССР и Китаем. В 1929 китайские милитаристы совершили нападение на КВЖД и границы СССР, но были отбиты частями Красной Армии. После оккупации в 1931 Северо-Восточного Китая (Манчжурии) Японией КВЖД была превращена японскими империалистами в район антисоветских провокаций. В 1935 СССР пришлось продать КВЖД властям Маньчжоу-Го за небольшую сумму (140 млн. йен). После освобождения Красной Армией Северо-Восточного Китая и поражения Японии во 2-й мировой войне ЮМЖД и КВЖД по советско-китайскому соглашению от 14 августа 1945 поступили в совместно управление СССР и Китая, получив общее название — КЧЖД. Советский Союз принял участие в восстановлении хозяйства КЧЖД. После образования КНР в соответствии с новым советско-китайским соглашением о КЧЖД от 14 февраля 1950 Советское правительство безвозмездно передало правительству КНР все свои права по совместно управлению КЧЖД со всем принадлежащим ей имуществом (передача оформлена протоколом от 31 декабря 1952).
Л. М. Малухин.

Советская историческая энциклопедия:

(КЧЖД; с 1953 — Харбинская ж. д.) — ж.-д. магистраль в Сев.-Вост. Китае, от станции Маньчжурия через Харбин до Суйфыньхэ (Пограничная) и от Харбина до Даляня (Дальнего), с ветками: Ляоян -Бэньси, Суцзятунь — Фушунь, Дашицяо — Инкоу, Цзиньчжоу — Чэньцзытун, Чжоушуйцзы — Люйшунь (Порт-Артур); крупнейшая ж. д. Китая, имеющая большое значение для его экономики и для связи Китая с СССР. КЧЖД под назв. Китайско-Восточной ж. д. (КВЖД) была построена Россией в 1897-1903 по рус-кит. договору 1896. По окончании Русско-японской войны 1904-05 юж. направление КВЖД от Куанченцзы (Чанчуня) до Даляня и Люйшуня по Портсмутскому мирному договору 1905 отошло к Японии и было назв. Южно-Маньчжурской ж. д. (ЮМЖД). В 1918 Япония ввела свои войска в район КВЖД и в 1920 пыталась завладеть ею. На Вашингтонской конференции 1921-22 происходила острая борьба держав за обладание КВЖД. Сов. Россия и Китай выступили против "интернационализации" ее империалистами. По сов.-кит. соглашению 31 мая 1924 КВЖД была признана чисто коммерч. предприятием, совместно управляемым СССР и Китаем, причем Сов. пр-во отказалось от спец. привилегий на КВЖД (от экстерриториальности и т.д.). В 1929 гоминьдановское пр-во и маньчжурские милитаристы под воздействием империалистич. держав организовали нападение на КВЖД и границы СССР. Части Красной Армии отразили нападение милитаристов. По Хабаровскому протоколу 1929 положение на КВЖД было полностью восстановлено. После оккупации в 1931 Сев.-Вост. Китая (Маньчжурии) Японией КВЖД была превращена япон. империалистами в район антисов. провокаций. В 1935 СССР пришлось продать КВЖД властям Маньчжоу-Го за небольшую сумму (140 млн. иен). В результате разгрома в 1945 империалистич. Японии и освобождения Красной Армией Сев.-Вост. Китая ЮМЖД и КВЖД по сов.-кит. соглашению от 14 авг. 1945 поступили в совм. управление СССР и Китая, получив общее название — КЧЖД. После образования КНР (1 окт. 1949) в соответствии с новым сов.-кит. соглашением о КЧЖД от 14 февр. 1950 Сов. пр-во безвозмездно передало пр-ву КНР все свои права по совм. управлению КЧЖД со всем принадлежащим ей имуществом (передача оформлена заключением протокола от 31 дек. 1952). В 1953 КЧЖД получила новое название — Харбинская ж. д.
=====
А. М. Малухин. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru