Определение слова «Кирилло-Мефодиевское общество»

Большой энциклопедический словарь:

КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО — тайная политическая организация разночинной интеллигенции в Киеве в 1845-47 (В. М. Белозерский, Н. И. Гулак, П. А. Кулиш, Н. И. Савич, Т. Г. Шевченко и др.) — ставившая целью национальное освобождение Украины, ликвидацию крепостного права, создание всеславянской федеративной республики. Основной программный документ — "Книги бытия украинского народа" ("Закон божий"). Члены арестованы по доносу, приговорены к различным срокам заключения и ссылки.

Большая советская энциклопедия:

Кирилло-Мефодиевское общество
Тайная политическая организация, ставившая целью создание славянской демократической федерации во главе с Украиной. Возникла в конце 1845 — начале 1846 в Киеве. Учредители общества: профессор Киевского университета историк Н. И. Костомаров, учитель В. М. Белозерский и чиновник Н. И. Гулак. Общее число членов достигло нескольких десятков человек (Т. Г. Шевченко, писатель П. А. Кулиш, учитель Д. П. Пильщиков, студенты И. Я. Посяда, Г. В. Андрузский, помещик Н. И. Савич, бывший студент А. А. Навроцкий и др.). Организационные и программные положения изложены в «Уставе общества святого Кирилла и Мефодия» и т. н. «Законе божьем». Общество ставило задачу национального и социального (в антифеодальном смысле) освобождения Украины: ликвидацию крепостного права, сословных привилегий, провозглашение свободы совести и т.д. В состав намечавшейся славянской федерации должны были войти Украина и Россия, Польша, Чехия, Сербия, Болгария. Высшая законодательная власть должна была принадлежать двухпалатному сейму, исполнительная — президенту. Осуществления своих политических идеалов общество предполагало добиться мирным реформистским путём, сообразно с «евангельскими правилами любви, кротости и терпения». Тактические принципы не были достаточно разработаны, при этом взгляды отдельных членов не были однородны. В противовес общему реформистскому духу общества на революционно-демократических позициях стоял Шевченко. Известную близость к нему обнаруживали Гулак и Навроцкий. Наиболее умеренную позицию занимал Кулиш. Общество находилось в стадии организационного оформления и просуществовало 13—14 месяцев. Практическая деятельность К.-М. о. была крайне незначительна. В марте 1847 члены общества по доносу провокатора члена общества студента А. М. Петрова были арестованы, а в мае приговорены к различным мерам наказания: Шевченко отдан в солдаты, Гулак заключён в Шлиссельбургскую крепость, остальные высланы. Правительство, боясь распространения демократических идей, затушевало республиканский характер организации, придав ей вид общества, ставившего своей задачей объединение всех славян под главенством Российской империи.
Лит.: Зайончковский П. А., Кирилло-Мефодиевское общество (1846— 1847), М., 1959.
П. А. Зайончковский.

Советская историческая энциклопедия:

Тайная политич. орг-ция, ставившая целью создание славянской демократич. федерации во главе с Украиной. Возникло в нач. 1846 в Киеве. Учредители об-ва: проф. Киевского ун-та историк Н. И. Костомаров, учитель В. М. Белозерский и чиновник Н. И. Гулак. Общее число членов достигало неск. десятков человек: Т. Г. Шевченко, писатель П. А. Кулиш, учитель Д. П. Пильщиков, студенты И. Я. Посяда, Г. Андрузский, помещик Н. И. Савич, быв. студент А. А. Навроцкий и др. Организац. и программные положения изложены в "Уставе общества св. Кирилла и Мефодия" и т. н. "Законе божьем". Об-во ставило задачу нац. и социального (в антифеод. смысле) освобождения Украины: ликвидацию крепостного права, сословных привилегий, провозглашение свободы совести и т. д. В состав славянской федерации должны были войти Россия с Украиной, Польша, Чехия, Сербия, Болгария. Столицей федерации предполагался Киев. Высшая законодат. власть передавалась двухпалатному сейму, исполнительная — президенту. Осуществления своих политич. идеалов об-во предполагало добиться мирным реформистским путем, сообразно с "евангельскими правилами любви, кротости и терпения". Тактич. принципы не были достаточно разработаны, при этом взгляды отдельных членов не были однородны. На революц.-демократич. позициях стоял Шевченко, в противоречии с общим реформистским духом об-ва. Известную близость к нему обнаруживали Гулак и Навроцкий. Наиболее умеренную позицию занимал Кулиш. Об-во находилось в стадии организац. оформления и просуществовало 13-14 мес. Практич. деятельность К.-М. о. была крайне незначительна. В марте 1847 члены об-ва по доносу провокатора члена об-ва студента Петрова были арестованы, а в мае приговорены к различным мерам наказания: Шевченко отдан в солдаты, Гулак заключен в Шлиссельбургскую крепость, остальные высланы. Пр-во затушевало политич. характер орг-ции, не создав политич. процесса.
=====
Осн. источником по истории К.-М. о. является следств. дело (ЦГАОР, ф. III отделения, за исключением дела Шевченко, хранящегося в Киеве, в музее его имени). Отд. части дела опубликованы в журналах.
=====
Лит.: Семевский В. И., Кирилло-Мефодиевское об-во. 1846-47 гг., "ГМ", 1918, No 10-12; Возняк М., Кирило-Методiвське братство, Львiв, 1921; Зайончковский П. A., Кирилло-Мефодиевское об-во (1846-1847), М., 1959.
=====
П. А. Зайончковский. Москва.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Кирилло-Мефодиевское общество

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru