Определение слова «Катуар Г. Л.»

Музыкальная энциклопедия:

Георгий Львович (15 (27) IV 1861, Москва — 21 V 1926, там же) — сов. композитор и музыковед. Род. в семье обрусевших французов. В 1884 окончил математич. ф-т Моск. ун-та. Брал уроки композиции у О. Тирша и Ф. Рюфера в Берлине и у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова в Петербурге. Занимался также игрой на фп. с профессором Моск. консерватории К. Клиндвортом. Активную композиторскую деятельность начал после знакомства (в 1886) с П. И. Чайковским, одобрившим его первые фп. произв. и посоветовавшим работать над усовершенствованием композиторской техники. Наиболее значительны в наследий К. — камерные произв. Их муз. язык отличается утончённостью гармонии и ритмич. рисунка, страстной патетикой мелоса, превосходным использованием возможностей инструментов и голосов. Произв. К. свойственны поэмная напряжённость высказывания, сочетание черт позднеромантич. патетики с взволнованной лирикой и нац. рус. колоритом. На образный строй и муз. язык сочинений К. оказало влияние творчество Р. Вагнера и Чайковского; тщательность отделки деталей, тонкость, разработанность фактуры сближают его с композиторами петерб. школы, а также с К. Дебюсси. К. принадлежит "Теоретический курс гармонии" — первый в рус. музыковедении труд, в к-ром ценным является функциональное понимание природы муз. явлений. Значит. вклад К. в функциональную теорию — изложенное им учение о диатонич. и хроматич. системах, положение об аккордах и интервалах, понятие ультрахроматики, "теория смещений". Эти положения — яркое проявление диалектич. метода в изучении законов организации муз. ткани. Функциональный подход к муз. явлениям характерен и для труда "Музыкальная форма" (завершён после смерти автора Д. Б. Кабалевским, Л. А. Мазелем и Л. А. Половинкиным).
С 1917 К. — профессор Моск. консерватории (класс композиции). Среди его учеников — композиторы и музыковеды В. А. Власов, И. И. Дубовский, С. В. Евсеев, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Мазель, Л. А. Половинкин, М. Л. Старокадомский, В. Г. Фере, В. П. Ширинский.
Сочинения: кантатаРусалка (1888); для орк. — симфония (1899, исп. 1905), симф. картина Мцыри (1899, исп. 1902); концерт с орк. — для фп. (1909, исп. 1912); камерно-инстр. ансамбли — трио (1900), квартеты (1909, 1916), квинтеты (1902, 1914); для скр. и фп. — 2 сонаты (1901, 1906 — Поэма); хoры на сл. К. Д. Бальмонта, А. А. Фета; для голоса с фп. — романсы на сл. А. Н. Апухтина, Ф. И. Тютчева, П. Верлена, 3. Верхарна и др.
Литературные сочинения: Теоретический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1924-1925; Музыкальная форма, ч. 1-2, М., 1934-36.
Литература: Беляев В., Георгий Львович Катуар, М., 1926; Евсеев С., Георгий Львович Катуар, "СМ", 1941, No 5; Гольденвейзер A., Памяти Г. Л. Катуара, там же; Pере В. Г., Георгий Львович Катуар, в кн.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966.
В. В. Базарнова.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru