Определение слова «Каптерев»

Большая советская энциклопедия:

Каптерев
Петр Федорович [7(19).7.1849, с. Клёново, ныне Подольского района Московской обл., — 7.9.1922, Воронеж], русский педагог и психолог. В 1872 окончил Московскую духовную академию. Преподавал психологию и педагогику в средних и высших учебных заведениях Петербурга, активно участвовал в работе Петербургского комитета грамотности и различных педагогических обществ; один из организаторов 1-го съезда по семейному воспитанию и 1-го Всероссийского съезда по педагогическая психологии (1906). К. выступал с требованием создания единой школьной системы, доступной для всех слоев народа; первым шагом к этому он считал преобразование начальной школы в 6-летнюю и уравнение её курса с курсом городских училищ. После революции работал в г. Острогожске Воронежской области, затем был профессором педагогики Воронежского университета.
К. — автор работ по теории и истории педагогики: «Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели» (1897), «История русской педагогии» (1910). Его заслугой является попытка создать психологически обоснованную дидактику; в работах «Дидактические очерки» (1885), «Педагогический процесс» (1905) и др. он разрабатывал такие дидактические проблемы, как цель и задачи обучения, выбор предметов учебного курса и их распределение, методы обучения и др.
Ценным вкладом в развитие педагогики семейного воспитания являются работы К. «Задачи и основы семейного воспитания» (1898, 2 изд., 1913), «О природе детей» (1899), «О детских играх и развлечениях» (1898), а также «Энциклопедия семейного воспитания и обучения», редактором которой он был с 1898.
К. — видный представитель эмпирической психологии в России. Он — автор ряда работ по детской и педагогической психологии, которая, по мнению К., слагается из трёх элементов: данных общей психологии, возрастной психологии и учения о типах душевной жизни («Педагогическая психология», 1877). Разрабатывая учение о типах душевной жизни («Из истории души. Очерки по истории ума», 1890, и др.), К. пересматривает и развивает типологические концепции П. Ф. Лесгафта, А. С. Вирениуса, Т. Рибо.
Лит.: Кузьмин П. М., К вопросу о педагогических идеях П. Ф. Каптерева, «Советская педагогика», 1940, № 4—5; Королев Ф. Ф., Очерки по истории советской школы и педагогики, 1917—1920, М., 1956, с. 476—78; Ткаченко В. Г., Питания психологи в працях П. Ф. Каптерева, в кн.: Нариси з icтоpi вiтчизняно психологi кiнця XIX i початку XX столiття. 36. ст. за ред. Г. С. Костюка, К., 1959.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Петр Федорович — изв. писатель по теоретической педагогике и психологии, преподавал некоторое время философские предметы в Александровском лицее, училище правоведения и на СПб. женских педагогических курсах, но вынужден был оставить преподавательскую деятельность и поступил на службу в Собственную Его Величества канцелярию по учреждениям императрицы Марии. В настоящее время К. преподает педагогику в некоторых частных женских гимназиях и принимает деятельное участие в редактировании "Воспитания и обучения", "Образования" и "Педаг. листка" (при "Детском чт."). В области психологии он примыкает к англ. исследователям. Отдельно изданы: "Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц" (СПб., 1877, труд компилятивный, но во многих отношениях полезный; 2-е, совершенно переделанное, издание начало выходить с 1883 г., но не пошло дальше 1-й части; многие отделы второй напечатаны в виде журнальных статей); "Дидактические очерки" (СПб., 1885); "Из истории души" (СПб., 1890). Из многочисленных статей К. более выдаются: "Этюды по психологии народов" (мифология как первоначальное религиозное и научное мировоззрение человечества, "Знание", 1874, 10); "Как образовать стойкий характер?" ("Семья и шк.", 1874, 10); "О детских типах" ("Пед. сбор.", 1885, 3); "Педагогиканаука или искусство?" (там же, 1885, 12); "Детские годы С. Т. Аксакова" (психолого-педагогический этюд, там же, 1890, 3); такой же этюд о детстве Обломова ("Жен. обр.", 1891, 3), "Новое направление в педагогике" ("Пед. сбор.", 1891, 3); "Об общественных задачах образования" ("Рус. шк.", 1892, 1 и 2); "О национальном образовании" ("Образов.", 1892, 9); "О разнообразии и единстве общеобразовательных курсов" ("Пед. Сбор." 1893, 1); "О подражательности в политическом и педагогическом отношениях" ("Образ.", 1893, 7-8); "Школа и школьники XVII в." (там же, 1894, 2); "О характерных психических свойствах женщин" (публичные лекции, там же, 1894, 4-10); целый ряд статей по психологии ребенка в "Жен. образ." (1891, 5), "Образ." (1892, 2 и 3), "Восп. и обуч." (1893, 2, 3, 6, 7, 10, 11, 12) и "Рус. шк." (1894, 1 и 2).
Я. К.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru