Определение слова «КАФКА»

Большой энциклопедический словарь:

КАФКА (Kafka) Богумил (1878-1942) — чешский скульптор. Портреты, аллегорические композиции, памятники (Яну Жижке на горе Витков в Праге, возведен в 1929-50).

Большая советская энциклопедия:

Кафка
(Kafka)
Франц (3.7.1883, Прага, — 3.6.1924, Кирлинг, близ Вены), австрийский писатель. Родился в еврейской буржуазной семье. Учился на юридическом факультете Пражского университета в 1901—06. В 1908—22 служил в страховом обществе. Начиная с 1909 его рассказы появляются в журналах. Отдельно изданы сборник «Наблюдение» (1913), рассказы «Приговор», «Кочегар» (1913), «Превращение» (1916). После 1-й мировой войны 1914—18 К. опубликовал рассказ «В исправительной колонии» (1919), сборники «Сельский врач» (1919), «Голодарь» (1924). Его друг и душеприказчик М. Брод в 1925—26 издал три романа К.: «Америка» (не окончен), «Процесс», «Замок» и сборник рассказов «На строительстве китайской стены» (1931). Для К. характерно правдоподобие деталей, эпизодов, мыслей и поведения отдельных людей, предстающих в необычайных, часто абсурдных взаимосвязях в кошмарных или сказочно-фантастических ситуациях. В образах и коллизиях произведений К. воплощены трагическое бессилие, обречённость «маленького человека» и вместе с тем беспощадная жестокость и нелепость буржуазного общественного строя, его законов, обычаев, морали. Алогизм мышления нередко затрудняет восприятие прозы К.
Влияние творческого метода К., характерного для модернистской литературы 20 в., в разной мере и форме испытал ряд немецких и австрийских писателей, швейцарцы М. Фриш и Ф. Дюрренматт, французские писатели Ж. П. Сартр, А. Камю, представители т. н. «литературы абсурда» (Э. Ионеско, С. Беккет), а также некоторые литераторы США и др. стран Америки. Сов. литературоведение видит в творчестве К. художественно яркое выражение глубокого кризиса буржуазного общества, осознанного как безнадёжный тупик, из которого писатель не видел выхода. Премия им. Т. Фонтане (1915).
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—8, Fr./M., 1951—58; Tagebcher, [Fr./M., 1967]; Briefe, Fr./M., 1958; Briefe an Milena, Fr./M., 1952; в рус. пер. — Роман. Новеллы. Притчи. [Предисл. Б. Сучкова], М., 1965; Из дневников, «Вопросы литературы», 1968, № 2; Письмо к отцу, «Звезда», 1968, № 8.
Лит.: Затонский Д. В., Франц Кафка и проблемы модернизма, М., 1965; Книпович Е., Ф. Кафка, в её кн.: Сила правды, М., 1965; Днепров В., Черты романа XX в., М. — Л., 1965, с. 117—71, 199—207; Сучков Б., Ф. Кафка, в его кн.: Лики времени, М., 1969; Janouch G., Gesprche mit Kafka, Fr./M., 1951; Richter H., F. Kafka, B., 1962; Brod M., ber Franz Kafka..., [Fr./M. — Hainb., 1966].
Л. З. Копелев.

Ф. Кафка.

Новейший философский словарь:

КАФКА (Kafka) Франц (1883-1924) — австрийский писатель. Автор романов «Процесс», «Замок», «Америка», а также ряда рассказов. Его немногочисленные произведения, совмещающие в себе элементы экспрессионизма и сюрреализма, оказали значительное влияние на философию и культуру 20 в. К., получивший широкую известность после посмертной публикации его романов в 20-е 20 в., является одним из наиболее интерпретируемых литераторов. Можно выделить четыре основные группы интерпретаций: социальные, психоаналитические, религиозные и философские. Социальные интерпретации, которые являются наиболее распространенными, рассматривают «Процесс» и «Замок» как повествования о борьбе индивида с могущественными политическими и бюрократическими структурами, несущими в себе угрозу свободе и демократии. Подобные трактовки творчества К. получили широкое распространение в кинематографе, журналистике и прочно закрепились в обыденном сознании. Психоаналитические интерпретации рассматривают произведения К. в качестве кодированных структур психоаналитических символов в подтверждение чему приводятся факты сложной личной жизни К., многие из которых нашли отражение в его дневниках и письмах. Представители психоанализа указывают на трудные отношения К. с отцом, а также с двумя невестами, ни на одной из которых он так и не женился, считая, что эти личные проблемы воплотились в сложной символике его романов. Религиозные интерпретации делают акцент на библейских мотивах, присутсвующих в произведениях К., на использовании им притч, наличии религиозных символов в его произведениях. В подобных трактовках герои романов К. заняты поиском Бога, который оказывается предельно трансцендентным миру (М. Брод). Наиболее известные философские интерпретации предлагались в экзистенциализме, который видел в К., наряду с Кьеркегором и Достоевским, писателя, наметившего основные темы трагичности бытия и экзистенциального одиночества индивида. Камю и Сартр позаимствовали у К. немало литературных приемов при создании экзистенциалистского романа. Кроме того, экзистенциализм вдохновил и чисто философские интерпретации, которые усматривают в противостоянии Землемера и Замка в «Замке», Йозефа и Суда в «Процессе», метафорическое осмысление проблемы отношения субъекта и реальности (Д. Хеллер). В 50-70-е 20 в. к К. продолжают обращаться представители структурализма и постструктурализма. С одной стороны, Барт, С. Зонтаг и другие авторы подвергают критике неутихающую волну схожих и избитых интерпретаций творчества К. и призывают оставить его произведения такими, какие они есть; с другой стороны, многие философы (Делез, Адорно) используют тексты К. для подтверждения своих концепций.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru