Определение слова «испанцы»

Толковый словарь Ефремовой:

испанцы мн.
1. Народ романской этноязыковой группы, составляющий основное население Испании.
2. Представители этого народа.

Толковый словарь Ушакова:

ИСПА́НЦЫ, ипанцев, ед. испанец, испанца, ·муж. Народ, населяющий Испанию.

Большой энциклопедический словарь:

ИСПАНЦЫ — народ, основное население Испании (27,6 млн. человек). Общая численность 29,0 млн. человек (1992). Язык испанский. Верующие — в основном католики.

Большая советская энциклопедия:

Испанцы
Нация, основное население Испании и принадлежащих ей Балеарских, Питиусских и Канарских островов. Численность И. в Испании и на островах — около 25 млн. человек (1970). И. живут также в Африке (в колониях Испании, в Марокко, Алжире и др. — около 350 тыс. чел.), в странах Латинской Америки (около 500 тыс. чел.), во Франции (около 700 тыс. чел.) и ФРГ (около 150 тыс. чел.). И. говорят на испанском языке (См. Испанский язык). Верующие — католики. В формировании древнейшего населения Испании решающую роль сыграли племена иберов (См. Иберы), создавших в эпоху бронзы на Ю.-В. полуострова так называемую альмерийскую культуру (3 тыс. до н. э.). В 1-й половине и середине 1-го тыс. до н. э. на полуостров мигрировали с С. кельты, а на Ю. обосновались финикийские (8 в. до н. э.), греческие (конец 7—6 вв. до н. э.) и карфагенские (с 6 в. до н. э.) колонисты. Карфагеняне были вытеснены римлянами, которые (2 в. до н. э. — 5 в. н. э.) оказали большое влияние на местные племена и, в частности, положили начало созданию местных романских языков на основе т. н. народной латыни. В 5—6 вв. Свевы, Вандалы, Аланы и Вестготы, завоевавшие полуостров, также сыграли известную роль в формировании И., но сами они растворились среди местного романизованного населения, восприняв его язык и культуру. Значительное влияние на И. оказали вторгшиеся в 711—718 в Испанию арабы и берберы, которых местное население называло маврами. Реконкиста (8 — конец 15 вв.) завершилась объединением испанской территории и способствовала складыванию национального самосознания И., хотя жители некоторых областей до 20 в. продолжали называть себя кастильцами, арагонцами, андалузцами и т. д. и во многом сохраняли этнографическое своеобразие. Вследствие исторически сложившейся разобщённости отдельных областей и замедленности развития капитализма в Испании И. сложились в нацию только в конце 19 в. И. оказали большое влияние на формирование многих современных народов Латинской Америки. Об истории, экономике и культуре И. см. в ст. Испания.
Лит.: Народы зарубежной Европы, т. 2, М., 1965 (библ. с. 608—09).
Н. Н. Содомская.

Этнографический словарь:

Представители древней европейской нации, составляющие большинство одноименного государства.
Для правильного понимания национально-психологических особенностей испанцев следует принимать во внимание, что их страна расположена в отдаленной части Европы, развивалась в своеобразной физико-географической среде, прошла длительный путь исторического и социально-политического развития, а население ее складывалось из большого числа этнических элементов в длительной борьбе с иноземными захватчиками.
Испанцы осознают себя представителями бывшей великой империи, определявшей длительное время международную политику. Для них свойственна психологическая обращенность в славное историческое прошлое,, когда Испания, изгнав врагов-язычников со своей территории, стала державой, открывшей Америку и начавшей ее колонизацию.
Важнейшими особенностями национальной психологии испанцев являются их неприхотливость относительно материальных условий жизни, ориентированная на приоритет духовных и идеальных ценностей в противовес материальным и дополнявшаяся во все времена культивированием в обществе набожности, религиозности, духа благородства, чести и доблести.
Своеобразно отношение испанцев к труду и любой работе. У них сформировалось устойчивое предубеждение к напряженной трудовой деятельности, основывающееся на представлениях о ее несовместимости с благородством и достоинством человека. Нужно также при этом помнить и о присущей испанцам склонности к авантюристическим способам достижения богатства и приобретения материальных благ, которая закрепилась во времена покорения и колонизации Америки. Дух искательства, приключений стал неотъемлемой чертой национального сознания испанцев.
Для представителей испанской нации является типичным преобладание духовности и эмоциональности над логикой и рационализмом. Соотношение этих качеств в комплексе с другими причинами обусловило культурное богатство и относительную научную бедность Испании. С другой стороны, эти же причины явились источником творческих успехов испанцев в литературе, поэзии, драматургии, живописи.
Важнейшими национально-психологическими особенностями испанцев являются непредусмотрительность, отсутствие у них привычки к долгосрочному планированию действий и перспективному прогнозированию развития происходящих событий. Непредусмотрительность гармонично сочетается с неприхотливостью испанцев, их безразличием к материальным условиям своего существования, а также с эмоционально-волевым динамизмом, быстрой сменой объектов внимания и деятельности, спонтанностью решений, принимаемых под влиянием сиюминутных настроений. Непредусмотрительность испанцев дополняется их консерватизмом, выражающимся в стремлении сохранить без изменения существующее положение дел, в настороженном отношении к нововведениям, в приверженности к старым традициям, устоявшимся принципам жизни и деятельности.
Для испанцев свойственна непродолжительность волевых усилий, обусловленная быстрой сменой эмоциональных состояний, реактивным переходом внимания с одного объекта на другой, что особенно ярко проявляется в их трудовой деятельности. В то же время это не означает, что представители испанской нации не способны прилагать длительные усилия ради достижения целей, представляющих для них большой интерес.
В области межличностных отношении характерная для испанцев непродолжительность волевых усилий в сочетании с другими качествами находит свое выражение в их личной необязательности.
Для испанца в повседневной жизни не характерны чрезмерная эмоциональность и впечатлительность. Вместе с тем в определенных ситуациях он эмоционален до предела, и тогда в полной мере проявляется его природная темпераментность. Однако всплеск эмоций затухает столь же быстро, как и возникает. Процесс протекания эмоциональных состояний и переживаний у испанцев носит пикообразный характер, что гармонирует с непродолжительностью их волевых усилий и сочетается с азартностью.
Испанцам присущ благородный стиль поведения, выражающийся в обостренном чувстве личного достоинства, гордости, в поступках, манере общения и поведения, свойственных скорее грандам и королям, чем обычным людям. Примеры этого так многочисленны в повседневной жизни испанцев и столь типичны для людей из самых разных социальных групп и слоев общества, что можно говорить о традиционном стиле жизни и поведения, который вряд ли встречается в подобном виде у народов, не имеющих этнических корней с испанцами.
Для испанского общества характерно и такое социально-психологическое явление, как игуалитаризм, суть которого заключается в принятом в этой стране фор- мальном уравнивании людей с разным социально-экономическим положением, но одинаково знатным происхождением. Испанцам присущ и ярко выраженный индивидуализм, главным содержанием которого является не абсолютизация позиции одного человека в противовес другим и всему обществу в целом, а постоянное стремление показать себя личностью с большой буквы, непременное подчеркивание своей значимости и индивидуального достоинства. В целом можно говорить о недостаточном чувстве коллективизма испанцев и их обостренном самолюбии. Все это приводит к тому, что в отношениях между собой они зачастую испытывают зависть, если ощущают чье-либо превосходство. К проявлениям индивидуализма следует относить и определенное недоверие испанцев друг к другу.
Такой стиль их межличностного взаимодействия в то же время резко контрастирует с отношением к иностранцам, при общении с которыми они проявляют истинное дружелюбие и образцовое гостеприимство.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Советская историческая энциклопедия:

Нация, осн. население Испании и принадлежащих ей Балеарских, Питиусских и Канарских о-вов. Численность И. в Испании и на о-вах более 22 млн. ч. (1960). И. живут также в Африке (в колониях Испании, в Марокко, Алжире и др.) — 344 т. ч. (1959), в странах Лат. Америки — св. 440 т. ч. (1959) и Франции — 400 т. ч. (1959). И. говорят на исп. языке, принадлежащем к романской группе индоевроп. языковой семьи. Религия — католичество. В формировании древнейшего населения Испании решающую роль сыграли племена иберов, создавших в эпоху бронзы на Ю.-В. п-ова богатую альмерийскую культуру (2000-1200 до н. э.). В 1-й пол. и сер. 1-го тыс. до н. э. на п-ов мигрировали с С. кельты, а на Ю. обосновались финикийские (8 в. до н. э.), греческие (кон. 7-6 вв. до н. э.) и карфагенские (с 6 в. до н. э.) колонисты. Карфагеняне были вытеснены римлянами, к-рые оказали большое влияние на местные племена (2 в. до н. э. — 5 в. н. э.) и, в частности, положили начало созданию нац. исп. языка на основе т. н. "народной латыни". В 5-6 вв. свевы, вандалы, аланы и вестготы, завоевавшие п-ов, также сыграли известную роль в формировании И., но сами они растворились среди испано-рим. населения, восприняв его язык и культуру. Значит. влияние на И. оказали вторгшиеся в 711-718 в Испанию арабы и берберы, к-рых местное население называло маврами. Реконкиста (8 — кон. 15 вв.) завершилась объединением исп. терр. и способствовала складыванию нац. самосознания И. В нек-рых областях жители вплоть до 20 в. продолжали называть себя кастильцами, арагонцами, андалузцами и т. д., требовали обл. автономии и во многом сохраняли этнографич. своеобразие. В результате такой разобщенности и замедл. развития капитализма в Испании И. сложились в нацию только к кон. 19 в. И. оказали большое влияние на формирование мн. совр. народов Лат. Америки. Более половины И. занято в с. х-ве.
=====
Лит.: Волков А. В., Испания. Очерк экономич. географии, М., 1955; Альтамира-и-Кревеа Р., История Испании, пер. с исп., т. 1-2, М., 1951; Шишмарев В., Очерки по истории языков Испании, М.-Л., 1941; Культура Испании. Сб., М., 1940; Gonzalez Lopez E., Historia de la civilizacion Espaola, N. Y., 1959; Caro Baroja J., Los pueblos de Espaa, Barcelona, 1946; Folklore y costumbres de Espaa, t. 1-3, Barcelona, 1930-33.
=====
H. H. Садомская. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

испанцы
ИСПАНЦЫ -ев; мн. Нация, основное население Испании; представители этой нации.
Испанец, -нца; м. Испанка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Испанский, -ая, -ое. И. язык. И. танец.

Малый академический словарь:

испанцы
-ев, мн. (ед. испанец, -нца, м.; испанка, -и, мн. испанки, -нок, -нкам, ж.).
Нация, основное население Испании, а также лица, относящиеся к этой нации.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
испанцы, -ев, ед. -нец, -нца, тв. -нцем

Толковый словарь Ожегова:

ИСПАНЦЫ, ев, ед. нец, нца, м. Народ, составляющий основное население Испании.
| ж. испанка, и.
| прил. испанский, ая, ое.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru