Определение слова «ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ»

Большой энциклопедический словарь:

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬсвод нач. 15 в., восходит к южнорусскому летописному своду кон. 13 в. Включает "Повесть временных лет" с продолжением до 1117, Киевский свод кон. 12 в., Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре.

Большая советская энциклопедия:

Ипатьевская Летопись
Древнейший памятник южнорусского летописания, один из ранних русских летописных сводов. Получила название по местонахождению её списка в Ипатьевском монастыре (Кострома). Кроме Ипатьевского списка начала 15 в., открытого Н. М. Карамзиным, самостоятельное значение имеет Хлебниковский список 16 в. Ипатьевский и Хлебниковский списки, существенно отличаясь друг от друга, восходят к общему протографу — южнорусскому летописному своду конца 13 в. И. л. по составу разделяется на три основные части: первая — «Повесть временных лет» с продолжением до 1117; вторая (события 1118—1199) — Киевский свод конца 12 в.; третья (до 1292) — в основном галицко-волынские летописные записи. И. л. является ценнейшим источником по истории Юго-Западной Руси до конца 13 в. Замечательной особенностью её является светский характер ряда рассказов. Многие галицко-волынские записи отличаются ярким, образным языком, поднимающим летопись до уровня поэтического произведения. Большие заслуги в изучении И. л. принадлежат Н. М. Карамзину, А. А. Шахматову, Л. В. Черепнину, В. Т. Пашуто и др.
Источн.: Летопись по Ипатьевскому списку, изд. Археографической комиссии, 1871 (2 изд. — 1908, переиздано фототипическим способом в 1963).
Лит.: Шахматов А. А., Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI вв., М.—Л., 1938, гл. 4—5; Черепнин Л. В., Летописец Даниила Галицкого, в сборнике: Исторические записки, т. 12, М., 1941; Лихачев Д. С., Русские летописи и их культурно-историческое значение, М— ., 1947; Пашуто В. Т., Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, М., 1950, с. 17—133.

Советская историческая энциклопедия:

Древнейший памятник южнорус. летописания; летопись получила назв. по местонахождению ее списка в Ипатьевском монастыре (Кострома). Кроме Ипатьевского списка нач. 15 в., открытого Н. M. Карамзиным (хранится в Б-ке АН СССР), самостоят. значение имеет Хлебниковский список 16 в. (Гос. публичная б-ка им. Салтыкова-Щедрина). Другие списки — Погодинский, Ермолаевский и Краковский — восходят в конечном счете к Хлебниковскому. Ипатьевский и Хлебниковский списки, существенно отличаясь друг от друга, восходят к общему протографу — южнорус. летописному своду кон. 13 в. Впервые И. л. была издана с 1111 во 2-м т. Полного собр. рус. летописей в 1843, а полностью текст издан в 1871 и переиздан в 1908 А. А. Шахматовым. Новое издание было начато в 1923, но вышел только 1 выпуск (до 1146). В 1963 издание 1908 воспроизведено фототипич. способом. И. л. но составу разделяется на три осн. части: первая — "Повесть временных лет" с продолжением до 1117; вторая (события 1118-1199) — Киевский свод кон. 12 в.; третья (до 1292) — в основном галицко-волынские летописные записи, к-рые, судя по Хлебниковскому списку, в оригинале летописи не имели разбивки по годам. И. л. является ценнейшим источником по истории Юго-Зап. Руси до кон. 13 в. Замечат. особенностью ее является светский характер ряда рассказов. Мн. галицко-волынские записи отличаются ярким, образным языком, поднимающим летопись до уровня поэтич. произведения.
=====
Лит.: Шахматов А. A., Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв., М.-Л., 1938, гл. 4-5; Приселков М. Д., История рус. летописания XI-XV вв., Л., 1940, гл. 2; Черепнин Л. В., Летописец Даниила Галицкого, в сб.: ИЗ, (т.) 12, (M.), 1941; Лихачев Д. С., Рус. летописи и их культурно-историч. значение, М.-Л., 1947; Пашуто В. Т., Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, М., 1950, с. 17-133.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Ипатьевская летопись

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Летописи.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru