Определение слова «ИНЬ ЯН»

Новая философская энциклопедия:

ИНЬ ЯН (кит., букв. – темное и светлое)одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. Этимологические значения инь ян – теневой и солнечный склоны холма или берега реки.
В «Го юй»инь ян впервые представлены как две ипостаси «пневмы» (ци)– соответственно «земная» и «небесная», нарушение порядка взаимодействия которых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В «Гуань-цзы» с взаимодействием инь ян сопряжены смена времен года, дня и ночи. В «Чжуан-цзы»инь ян связаны с категориями «Дао дэ цзина»:«покой» и «движение». В традиционной космогонии появление инь ян знаменует собой первый шаг от недифференцированного («хаотичного» – хунь дунь) единства первозданной «пневмы» к многообразию всей «тьмы вещей» (вань у) («Дао дэ цзин»). В процессуальном аспекте главный закон инь ян – дао [ДАО], т.е. их взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: «одно инь, одно ян – это и есть дао». Наивно-диалектические представления отражены и в субстанциальном осмыслении оппозиции инь ян: каждое из противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель инь ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: любая сторона инь и любая сторона ян в свою очередь делятся на инь ян и т.д. Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине 1-го тысячелетия до н. э. и впервые была систематически изложена в «Чжоу и», где инь ян названы «двумя образцами» (лян и), рожденными «Великим пределом» (тай цзи [ТАЙ ЦЗИ]), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. Гуа [ГУА])– прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе иньян цзя [ИНЬЯН ЦЗЯ], а Дун Чжуншу соединил ее с учением о «пяти элементах» (у син [У СИН]), что в дальнейшем стало основой практически всех традиционных философских и научных построений.
Уже в «Си цы чжуани» (комментирующей части «Чжоу и») действие инь ян конкретизировалось в ряду понятийных оппозиций, в т. ч. распространявшихся на общественные и семейные отношения, а Дун Чжуншу перенес идею инь ян также на категории социальной оценки – моральные качества, награды и наказания: «Все дурное исчерпывается в инь, все доброе – в ян»; «в ян – высокое начало, в инь – низкое». Чжоу Дуньи [ЧЖОУ ДУНЬИ]связал рождение инь ян с динамикой «движения» и «покоя» собственно «Великого предела» как своего рода программы упорядоченного развития мира. В неоконфуцианстве в целом постулировалась субстанциальность инь ян, реализующихся в «пневме». Ван Фучжи [ВАН ФУЧЖИ]акцентировал «взаимопроникновение» инь ян, объясняя им относительную устойчивость субстанциальных образований. Ныне концепция инь ян продолжает играть важную роль в теории китайской медицины.
А.И.Кобзев

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru