Определение слова «ИНГАРДЕН»

Большой энциклопедический словарь:

ИНГАРДЕН (Ingarden) Роман (1893-1970) — польский философ, ученик Э. Гуссерля; развил свой вариант феноменологии. Работы по эстетике, теории познания, логике.

Большая советская энциклопедия:

Ингарден
(Ingarden)
Роман (5.2.1893, Краков, — 15.6.1970, там же), польский философ, феноменолог, доктор философии (1918), профессор (1933), действительный член Польской АН (1957). Ученик Э. Гуссерля (См. Гуссерль). В l933—41 преподавал в Львовском, с 1945 в Ягеллонском университетах. В 1938—48 редактор журнала «Studia Philosophica». Развил свой вариант феноменологии, отличный от идеалистической феноменологии (См. Феноменология) Гуссерля. Наибольшую известность приобрели работы И. в области эстетики. Автор большого числа трудов по проблемам эстетики, теории познания, логики и так называемой формальной онтологии, а также ряда работ о направлениях в современной буржуазной философии (феноменологии, бергсонианстве, неопозитивизме).
Соч.; Spr o istnienie wiata, 2 wyd., t. 1—2, Warsz., 1961—62; Dziea filozoficzne. Z bada nad filozofia wspczesn, Warsz., 1963; Studia z estetyki, t. 1—2, [Warsz.], 1966; в рус. пер. — Исследования по эстетике, М., 1962.

Новая философская энциклопедия:

ИНГАРДЕН (Ingarden) Роман (5 февраля 1893, Краков – 15 июня 1970, там же) – польский философ, феноменолог, ученик К.Твардовского, а затем Д.Гильберта и Э.Гуссерля (в 1912–14 в Геттингене, в 1916– во Фрайбурге). В 1931–41 преподавал во Львовском университете, а с 1945 – в Ягеллонском университете в Кракове. В 1938–48 – редактор журнала «Studia Philosophica». Был связан длительными дружескими отношениями с Гуссерлем, несмотря на открытую полемику между ними по проблемам реализма и идеализма (о том, соответствует ли конституция смысла «бытийной автономии» реальных и идеальных предметов) и феноменологической редукции. Ингарден настаивал на принципиальной самостоятельности вещей, и в связи с этим разделял философию на три основные дисциплины: онтологию (априорный анализ содержания идей) как общую теорию предметов; метафизику, которая исследует сущность фактически существующего и является «прикладной» теорией предметности; теорию познания.
Ингарден – один из наиболее последовательных сторонников т.н. «онтологической» (или «реалистической») феноменологии. Этой теме посвящен его труд «Спор о существовании мира» («Der Streit um die Existenz der Welt», Bd. 1–2. Tb., 1954–65;«Spor o istniene swiata»,t. 1–3,Warsz., 1961–81). Автор трудов в области эстетики.
Сочинения:
1. Essentiale Fragen. – Jahrbuch fr Philosophie und phnomenologische Forschung, Bd. 7, 1925, S. 125–304;
2. Bemerkungen zum Problem Idealismus–Realismus. – Festschrift, Edmund Husserl zum 70. Geburtstag gewidmet, 2 Aufl., Stuttg., 1974;
3. Das literarische Kunstwerk. Halle/Saale, 1931;
4. Studia z estetyki, t. 1–2. Warsz., 1966;
5. Untersuchungen zur Ontotogie der Kunst. Musikwerk, Bild, Architektur, Film. Tb., 1962;
6. (Hrsg.) Edmund Husserl. Briefe an Roman Ingarden. Mit Erluterungen und Erinnerungen an Husserl. Den Haag, 1968;
7. в рус. пер.: Исследования по эстетике. М., 1962;
8. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. Лекции 1967 года в Осло. М., 1999.
И.А.Михайлов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru