Определение слова «ГВАРНЕРИ»

Толковый словарь Ефремовой:

гварнери нескл. ср.
Название скрипки, отличающейся совершенством формы и красотой звука (по имени Джузеппе Гварнери — знаменитого итальянского мастера конца XVII — начала XVIII в., на скрипках которого играли Н. Паганини и Ф. Крейслер).

Большой энциклопедический словарь:

ГВАРНЕРИ (Guarneri) — семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник — Андреа (1626-98). Его сыновья: Пьетро (1655-1720) и Джузеппе (1666-1739). Сыновья последнего: Пьетро 2-й (1695-1762) и Джузеппе (Иосиф)прозванный Гварнери дель Джезу (1698-1744) — на инструментах которого играли Н. Паганини, Ф. Крейслер и др.

Большая советская энциклопедия:

Гварнери
(Guarneri)
семья итальянских скрипичных мастеров. Андреа Г. (1622 или 1626, Кремона, — 7.12.1698, там же), старейший представитель этой семьи.Учился у Н. Амати. Первые инструменты выполнены в стиле Амати, в дальнейшем Г. изменил модель (эфы имеют неправильные очертания, свод дек более плоский, бока довольно низкие и др.). Инструменты работы Андреа Г. отличаются нежным, не очень сильным звуком. Пьетро Г. (18.2.1655, Кремона, — 26.3.1720, Мантуя), старший сын Андреа Г. Работал в Кремоне, затем в Мантуе. Изготовлял инструменты по собственной модели (широкая «грудь», выпуклые своды, эфы округлённой формы, довольно широкий завиток). Звук инструментов красив по тембру, но лишён блеска. Джузеппе Г. (21.8.1698, Кремона, — 17.10.1744, там же), внук Андреа Г., прозванный дель Джезу. Наряду с А. Страдивари Г. дель Джезу — крупнейший итальянский скрипичный мастер. Создал свой индивидуальный тип скрипки, рассчитанный на игру в большом концертном зале. Лучшие скрипки его работы отличаются силой и полнотой тона, выразительностью и разнообразием тембра. Первым, кто оценил преимущество скрипок Г. дель Джезу, был Н. Паганини.
Крупными мастерами были также сын и внук Андреа Г. — Джузеппе Г. (25.11.1666, Кремона, — 1739, там же) и Пьетро Г. (14.4.1695, Кремона, — 7.4.1762, Венеция).
Лит.: Витачек Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, 2 изд., М., 1964: Jalovec К., Italienische Geigenbauer, [Prag, 1957].

Музыкальная энциклопедия:

(Guarneri) — семья итал. мастеров смычковых инструментов. Андрреа Г. (1626, Кремона — 7 XII 1698, там же) — родоначальник семьи. Учился у Н. Амати. Вначале следовал стилю инструментов Амати, затем изменил модель. Эфы инструментов Андреа Г. не очень правильных очертаний, располагаются прямее, свод дек более плоский, бока довольно низкие. Размер скрипок средний, виолончели часто очень велики (их деки нередко состоят из 4 кусков). Работа грубоватая, но артистичная, модель ассиметричная, лак напоминает лак Амати, но положен толстым слоем и имеет красноватый оттенок. Звук инструментов нежный, не очень сильный. Pьетрo G. (18 II 1655, Кремона — 27 III 1720, Мантуя). Старший сын Андреа Г. Возможно также учился у Н. Амати. Работал в Кремоне, затем в Мантуе. Изготавливал инструменты по собств. оригинальной модели — широкая "грудь", выпуклые своды, эфы округлённой формы, поставлены почти прямо, завиток довольно широк, лак оранжево-красного цвета, высокого качества. Звук инструментов красив по тембру, но лишён блеска. Джузеппе Г. (22 XI 1666, Кремона — ок. 1739, там же). Второй сын Андреа Г. Вначале свободно комбинировал форму моделей отца и Н. Амати, в дальнейшем подражал работам своего сына Джузеппе Г. дель Джезу. Звук инструментов Джузеппе Г. напоминает звучание инструментов работы Г. дель Джезу. Пользовался жёлтым лаком с коричневым оттенком, иногда рубиново-красным. Pьетро Г. 2-й (14 IV 1695, Кремона — 7 IV 1762, Венеция). Старший сын Джузеппе Г. Вначале работал в Кремоне, затем в Венеции. По стилю работы примыкает к отцу. Джузеппе (Иосиф) Г. (21 VIII 1698, Кремона — 17 X 1744, там же). Младший сын Джузеппе Г. Прозван Г. дель Джезу. Наряду с А. Страдивари один из выдающихся мастеров смычковых инструментов. Нек-рые исследователи считают его учеником Джизальберти, примыкавшего к брешианской школе. В творчестве Г. дель Джезу — три периода. Работы, выполненные до 1730, носят экспериментальный характер. Для инструментов 1730-42 характерна тщательная отделка. В 1742-44 инструменты изготовлены более небрежно, но своеобразный тип их звучания выявлен очень ярко. Сохранилось всего 50 скрипок и 10 альтов работы Г. дель Джезу. Инструменты работы Г. дель Джезу получили популярность лишь в 19 в. На изготовленных им скрипках играли Н. Паганини, А. Вьётан, Э. К. Сивори, Э. Изаи, Ф. Крейслер. Предпочитаются они и большинством совр. скрипачей.
Литература: Витачек Е. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964; Письма зарубежных музыкантов. Из архивов, М.-Л., 1967, с. 92-95, 276-78, 282; Jаlоvес К., Italienische Geigenbauer, Prag, 1957.
Б. В. Доброхотов.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Гварнери, нескл., м. (скрипичный мастер) и гварнери, нескл., м. и ж. (скрипка)

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Guarneri) — фамилия знаменитых изготовителей смычковых инструментов. Старейший из них, Андрей, был учеником известного мастера Амати, жил в XVII в. в Кремоне. Наибольшую славу приобрел Иосиф Г., племянник Андрея. Инструменты Иосифа Г. ценятся весьма высоко и уступают разве только инструментам Страдивариуса.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru