Определение слова «гун»

Большая советская энциклопедия:

I
Карлис Фридрихович [1(13).12.1830. Мадлиена, ныне Огрский район Латвийской ССР, — 16(28).1.1877, Давос, Швейцария], латышский живописец. Учился в петербургской АХ (1854—61) у П. В. Басина. В 1863—71 жил в Париже (в 1863—68 — пенсионер АХ). Академик (1868) и профессор (1870) петербургской АХ. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1873). Автор сценок из жизни городской и деревенской бедноты Нормандии («Больное дитя», 1869, Третьяковская галерея) и жанровых по характеру исторических картин («Сцена из Варфоломеевской ночи», 1870, Третьяковская галерея). Выполнял также портреты. В своих рисунках и акварелях Г. первым из профессиональных художников обратился к собственно латышской тематике.
Лит.: Эглит А., К. Ф. Гун, Рига, 1955.
II
термин, обозначавший в Древнем Китае в эпоху Инь (16—11 вв. до н. э.) далёких предков царствовавших правителей — ванов, а в эпоху Чжоу (11—3 вв. до н. э.) — правителей независимых царств. В феодальном обществе Китая Г. — высший титул знатности. Потомки членов императорской семьи — ванои, получавших наследственные владения, также называли Г.

Советская историческая энциклопедия:

Термин, обозначавший в Др. Китае в эпоху Инь (16-11 вв. до н. э.) далеких предков царствовавших правителей — ванов. В последующий период Чжоу (11-3 вв. до н. э.) термин Г. применялся для обозначения правителей независимых царств; кроме того, он означал также на протяжении как периода Чжоу, так и периода Хань (3 в. до н. э. — 3 в. н. э.) трех высших сановников — т. н. сань гун (три гуна). В феод. об-ве Китая Г. — высший титул знатности (из пяти титулов). Потомки членов царской семьи — ванов, получавших наследств. владения, также назывались Г.
=====
Л. И. Думан. Москва.

Новая философская энциклопедия:

ГУН (кит., буквально – обобщение, а также совмещение, обобществление, генерализация) – термин китайской философии и логики; этимологически восходит к изображению сведенных вместе рук. Гун означает обобщение не посредством абстрагирования идеальных свойств разных объектов некоего множества, а за счет выделения одного объекта или имени этого объекта («общего имени» – гун мин) в качестве репрезентанта всего множества однородных (тун лэй) объектов: так Полярная звезда объединяет (гун) остальные звезды («Лунь юй»), а ступица – спицы в колесе («Дао дэ цзин»). Репрезентант, которому приписываются свойства всех других элементов множества, обозначается иероглифом гун [2] – частичным синонимом и омонимом гун, совмещающим значения «общественный, публичный, альтруистический» и «правительственный, высший, главный». Термин «гун [2]» играл важную роль в утопических концепциях: «колодезных полей» (цзин тянь – обозначал общее поле, расположенное в центре системы девяти полей и предназначенное для налоговых отчислений в казну), «Великого единения» (Да тун [ДА ТУН] – трактовался как подобное телесному здоровью состояние органичной гармонии, достигаемой Поднебесной в централизованной социальной иерархии). В «Чжуан-цзы» вселенская функция гун [2], раскрываемая в понятиях «центра/предела» (цзи) и «предельно большого» числа 10000 (тьмы), приписывается дао [ДАО].
Логико-гносеологическое истолкование гун как объединения множества объектов единым именем, противопоставленного их различению (бе) посредством разных имен, содержит «Сюнь-цзы», где максимально обобщающее «большое объединяющее имя» (да гун мин, соответствует «большому имени» – да мин – в «Мо-цзы»)«вещь» (у) не является ни универсалией в европейском смысле, т.к. не распространяется на Небо, Землю и дао, ни абстрагированием «вещности». В современном китайском языке иероглиф гун используется, в частности, для передачи понятий «коммунизм» (гунчаньчжуи), «республика» (гунхэго).
Литература:
1. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994, с. 178–209.
А.И.Кобзев

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

титул

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru