Большая советская энциклопедия:
Грузовой автомобиль
Характеризуется грузоподъёмностью, типом кузова, колёсной формулой (См. Колёсная формула) и компоновкой (расположением кабины по отношению к передней оси). Вместе с грузоподъёмностью указывают возможный полный вес (силу тяжести) буксируемого прицепа. Для буксировки прицепов Г. а. оборудуют сцепными приборами (буксирный крюк) и быстродействующими соединительными устройствами для световой сигнализации и привода в действие тормозной системы прицепа.
По грузоподъёмности Г. а. делят на следующие классы: особо малой грузоподъёмности — до 1 т; малой грузоподъёмности — 1—2 т; средней грузоподъёмности — 2—5 т (рис. 1); большой грузоподъёмности — свыше 5 m, особо большой грузоподъёмности (внедорожный автомобиль, рис. 2) — свыше предела, установленного дорожными габаритами и весовыми ограничениями (См. Весовые ограничения) автомобиля. Для безопасности движения на дорогах и в городах по габаритным ограничениям длина двухосного Г. а. не должна превышать 11 м и 12 м — автомобиля с количеством осей более двух (автопоезда до 22 м); ширина — 2,5 м, а высота — 3,8 м. Повышение грузоподъёмности Г. а. достигается увеличением числа осей (3- и 4-осные) или применением прицепов (полуприцепов) (рис. 3). В СССР для Г. а. и автопоездов рекомендован ряд грузоподьёмностей: 0,5; 1; 1,5; 3; 5; 8; 10; 12; 14; 16; 25; 40; 60; 100 т.
По типу кузова Г. а. разделяют на автомобили общего назначения с кузовами в виде грузовой платформы с открывающимися задним и боковыми бортами и специализированные — с кузовами специального назначения (Самосвалы, Фургоны, Рефрижераторы и т. п.). Г. а. и автопоезда со специализированными кузовами обычно приспособлены для перевозки одного или нескольких однородных видов груза, и в зависимости от назначения их называют мебелевозами, бензовозами, цементовозами, лесовозами, контейнеровозами и т. п. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ некоторые Г. а. оборудуют различными механизмами для подъёма и опускания груза, кузова или бортов, перемещения груза внутри кузова и др. операций.
Конструкция Г. а. характеризуется компоновочной схемой, применяемым двигателем, трансмиссией, ходовой частью, механизмами управления (см. Автомобиль). Наиболее распространённые компоновочные схемы Г. а. — «кабина за двигателем» и «кабина над двигателем». Последняя получает всё большее распространение, особенно на Г. а. большой грузоподъёмности, т. к. позволяет осуществить наиболее правильное распределение общего веса по осям как в нагруженном, так и в порожнем состоянии, а также получить кузов наибольшей длины при минимальной общей длине автомобиля. Для более полного соответствия Г. а. роду перевозимого груза обычно одна модель выпускается в нескольких модификациях, отличающихся базой (расстоянием между осями) и, следовательно, длиной кузова. Шасси с самой короткой базой применяется под кузовы самосвалов, предназначенных для перевозки сыпучих грузов с большой объёмной массой, а также для седельных тягачей. На шасси с длинной базой ставят кузовы больших размеров, в которых можно достаточно хорошо использовать грузоподъёмность даже при перевозке легковесных грузов.
Г. а. особо малой грузоподъёмности (фургон и пикап) выполняют, как правило, на шасси легковых автомобилей (См. Легковой автомобиль) или на базе их агрегатов и узлов. Г. а. малой и средней грузоподъёмности имеют обычно бензиновый карбюраторный двигатель (см. Двигатель внутреннего сгорания), механическую трансмиссию с одинарной или двойной главной передачей (См. Главная передача), тормоза с гидравлическим или гидропневматическим приводом, подвеску переднего и заднего мостов в виде листовых рессор, рулевое управление без усилителя. На Г. а. большой и особо большой грузоподъёмности чаще устанавливают дизельные двигатели (см. Дизель), применяют механические, гидромеханические и электромеханические трансмиссии, тормоза с пневматическим или пневмогидравлическим приводом и тормоза-замедлители (См. Тормоз-замедлитель), рулевое управление с гидравлическими усилителями.
Основные параметры некоторых современных Г. а. даны в таблице.
Параметры грузовых автомобилей
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Параметры | Грузоподъемность автомобиля, т |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| | до 1,0 | 1,5 | 3 | 5 | 8 | 12 |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Минимальная площадь | — | 3000х1900 | 3800х2200 | 4500х2200 | 5200х2200 | 7000х2200 |
| платформы, мм | | | | | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Погрузочная высота не более, мм | 900 | 1150 | 1200 | 1200 | 1400 | 1400 |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Минимальный дорожный | 175 | 200 | 240 | 260 | 270 | 270 |
| просвет, мм | | | | | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Интенсивность разгона до скорости | 15 | 15 | 15 | 25 | 25 | 35 |
| 50 км/ч, сек | | | | | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Максимальная скорость, км/ч | 110 | 100 | 90 | 90 | 85 | 75 |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Коэффициент собственного веса | 1,25 | 1,15 | 0,8 | 0,7 | 0,65 | 0,65 |
|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Размеры шины, дюймы (профиль | 6,00—13 | 8,40—15 | 7,00—18 | 7,50—20 | 8,25—20 | 11,00—20 |
| шины—диаметр обода) | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В СССР Г. а. выпускаются автомобильными заводами: Ульяновским (УАЗ), Горьковским (ГАЗ), Московским (ЗИЛ), Уральским («Урал»), Минским (МАЗ), Кутаисским (КАЗ), Кременчугским (КрАЗ), Белорусским (БелАЗ) и др. (см. Автомобильная промышленность).
К основным моделям Г. а., выпускаемых отечественными заводами, относятся: грузовой автомобиль УАЗ-451 ДМ (грузоподъёмность 1 т), ГАЗ-53А (4 т), ЗИЛ-130 (5 т), «Урал-377» (7,5 т), МАЗ-500 (8 т), КАЗ-608 (седельный тягач), КрАЗ-257 (12 т). На их базе выпускается большое количество модификаций (самосвалов, автомобилей с повышенной проходимостью, седельных тягачей и др.). Белорусский автозавод выпускает карьерные автомобили-самосвалы особо большой грузоподъёмности БелАЗ-540 (27 т), БелАЗ-548 (40 т), БелАЗ-549 (65 т).
Развитие конструкции Г. а. идёт по пути наибольшего приспособления к условиям эксплуатации. Для Г. а. малой и средней грузоподъёмности основное внимание уделяется улучшению манёвренности, интенсивности разгона, снижению погрузочной высоты и др. Для Г. а. большой грузоподъёмности наблюдается стремление к максимальному повышению грузоподъёмности в пределах существующих весовых ограничений автомобиля, а также обеспечению подъездной работы с прицепами не меньшей грузоподъёмности, чем у самого автомобиля. Совершенствование силовой установки осуществляется применением более мощных и экономичных двигателей небольшого веса. Всё большее распространение получают быстроходные дизели, а на Г. а. большой грузоподъёмности имеются попытки применить газовую турбину (См. Газовая турбина). Использование атомной энергии (атомоходы) затруднено из-за необходимости применения сложной физиологической защиты.
Некоторое распространение начинают получать автоматические трансмиссии и дизель-электрические передачи с использованием электродвигателей на всех колёсах (мотор-колесо). Это уменьшает загрязнённость воздушных бассейнов городов токсичными веществами продуктов сгорания. Большое внимание уделяется облегчению управления (усилители рулевого управления), безопасности движения (эффективные тормоза, обзорность, сигнализация), уменьшению трудоёмкости работ по техническому обслуживанию и ремонту и повышению надёжности конструкций.
Лит.: Афанасьев Л. Л., Автомобильные перевозки, М., 1965; Автомобилестроение СССР, М., 1967; Анохин В. И., Отечественные автомобили, 3 изд., М., 1968; Островцев А. Н.. Основы проектирования автомобилей, М., 1968; Милушкин А. А., Технико-эксплуатационные требования к перспективному грузовому подвижному составу автомобильного транспорта, М., 1968; Великанов Д. П., Эффективность автомобиля, М., 1969: Chagette J., Technique automobile, 3 d., P., 1953.
Л. Л. Афанасьев.
Грузовые автомобили. Средней грузоподъёмности (ГАЗ-53А).
Грузовой автомобиль «Лейланд» (Великобритания) с кузовом «фургон» грузоподъёмностью 18 т.
Грузовые автомобили. Седельный тягач (МАЗ-504) с полуприцепом (МАЗ-5245).
Грузовые автомобили. Самосвал грузоподъёмностью 27 т (БелАЗ-540).
Грузовой автомобиль «Хеншел Гономак» (ФРГ) с низкорамным шасси грузоподъёмностью 2,5 т.
Техника. Современная энциклопедия:
грузовой автомобиль
Автомобиль для перевозки различных грузов или установленного на нём оборудования. Классификация грузовых автомобилей характеризуется их грузоподъёмностью, типом кузова, компоновкой и назначением. По грузоподъёмности грузовые автомобили различают особо малой (до 1 т), малой (1–2 т), средней (2–5 т), большой (5—20 т) и особо большой грузоподъёмности (св. 20 т). Наибольшая грузоподъёмность у карьерных самосвалов: серийно выпускаются машины грузоподъёмностью 200 т, а экспериментальные образцы имеют и более значительные показатели. Из кузовов наиболее распространены платформы с открывающимися бортами. Часто применяются специализированные кузова: самосвальный, цистерна, фургон, изотермический кузов, контейнеровоз, цементовоз и т. п. К грузовым автомобилям с установленным оборудованием относятся пожарные машины, передвижные электростанции, автокраны, бетономешалки и т. п.
Различия схем компоновки грузовых автомобилей заключаются в основном во взаимном расположении кабины и двигателя. Традиционная схема с расположением кабины позади двигателя – капотная – обеспечивает оптимальное распределение веса по осям автомобиля, доступность двигателя и удобный вход в кабину. Однако такой автомобиль имеет сравнительно большую длину и ограниченный передний обзор. Схема с кабиной, частично надвинутой на двигатель, существенно улучшает передний обзор, но уменьшает ширину дверного проёма и внутренний объём кабины. Автомобиль с кабиной, расположенной над двигателем, имеет наименьшую длину и хорошую манёвренность. Но это преимущество в сочетании с хорошим обзором достигается немалой ценой. Кожух двигателя, торчащий в центре кабины, ограничивает её внутренний объём и не позволяет разместить трёхместное сиденье. Водитель, сидящий на колесе, испытывает большую вибрацию и тряску. Требуются специальные устройства, компенсирующие этот вредный фактор. Доступ к двигателю совсем неудобен, приходится делать кабину откидывающейся вперёд, что усложняет её конструкцию. Вход в кабину расположен слишком высоко. Компоновочная схема с кабиной впереди двигателя даёт возможность вернуться к плоскому полу кабины и трёхместному сиденью, да и входить в кабину удобнее.
Компоновка грузовых автомобилей:
а – капотная; б – кабина частично надвинута на двигатель; в – кабина над двигателем; г – кабина перед двигателем
По назначению грузовики делятся на универсальные (общего назначения) с кузовом в виде платформы с открывающимися бортами и специализированные. Как правило, на грузовых автомобилях малой и средней грузоподъёмности устанавливают бензиновые двигатели внутреннего сгорания, на большегрузных автомобилях – дизельные. Трансмиссия грузовых автомобилей может быть механической, автоматической, электромеханической. В ходовой части всё большее распространение получают автоматизированное рулевое и тормозное управление, совершенные системы подрессоривания с пневматическими и гидропневматическими регулируемыми упругими элементами, модифицирующиеся схемы компоновки (напр., у порожнего трёхосного автомобиля приподнимается задняя ось, и он превращается в двухосный). Широко применяется также вторичное подрессоривание, при котором кабина, а зачастую и сиденье водителя устанавливаются на собственных упругих элементах, что обеспечивает необходимые комфортные условия на рабочем месте. Кабины тягачей, предназначенных для дальних перевозок, оборудуются спальными местами, установками микроклимата, навигационными системами.
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020