Определение слова «Гофман фон Фаллерслебен»

Большой энциклопедический словарь:

ГОФМАН ФОН ФАЛЛЕРСЛЕБЕН (Hoffmann von Fallersleben) Август Генрих (1798-1874) — немецкий поэт и филолог. Изучал историю немецкой народной песни. Патриотическая песня "Германия, Германия превыше всего" (1841) стала гимном Германии.

Большая советская энциклопедия:

Гофман фон Фаллерслебен
(Hoffmann von Fallersleben)
Август Генрих (2. 4. 1798, Фаллерслебен, — 19. 1. 1874, Корвей), немецкий поэт и учёный-филолог. Как поэт испытал влияние К. Т. Кернера, как филолог — братьев Я. и В. Гримм. В сборнике «Неполитические песни» (ч. 1—2, 1840—41) подверг критике феодальные порядки с позиций буржуазной демократии. Идея единства Германии выражена в песне «Deutschland, Deutschland ber alles...» («Германия, Германия превыше всего», 1841), позднее использованной реакцией в качестве националистического гимна империалистической Германии, а затем и фашистского «рейха». Научные работы Г. фон Ф. посвящены истории немецкие песни. Существенное значение имела публикация «Политические стихотворения из прошлого Германии» (1843). Автор популярных песен для детей.
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—8, В., 1890—93: Unpolitische Liederund Zeitgedichte, Lpz., 1953.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 2, М., 1967, с. 111, 217, 592; История немецкой литературы, т. 3, М., 1966, с. 426-430; Neef Th., Hoffmann von Fallersleben als vaterlndischer und politischer Dichter, Mnster, 1912; Sturm W., Hoffmann von Fallersleben, «Das Wort», Moskau, 1939, № 3; Drei Dichter von 1848, Rudolstadt, 1948.
С. В. Тураев.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(собственно Август-Генрих Hoffmann, родившийся в дер. Фаллерслебен, 1798-1874) — был сначала профессором немецкого языка и литературы в Бреславле; издал много ценных для истории древнегерманской литературы соч.: "Althochdeutsche Glossen", "Fundgruben fr Geschichte deutscher Sprache und Litteratur", "Sumerlaten, mittelhochdeutsche Glossen aus den Handschriften der Hofbibliothek zu Wien" и друг. К этому же времени относятся его капитальные сочинения: "Geschichte des deutschen Kirchenliedes bis auf Luthers Zeit" (3 изд. 1861) и "Die deutsche Philologie im Grundriss" (1836). Рядом шла и деятельность поэтическая. За первыми его стихотворениями, "Lieder und Romanzen" (1821), последовали: "Allemannische Lieder" (5 изд. 1843); "Immergrn" (1826); "Jgerlieder" (1828); "Das Buch der Liebe" (1836); три сборника "Gedichte" (1827, 1834 и 1837), в которых поэт обнаружил значительный лирический талант. Главная особенность поэзии Г. — талантливое усвоение приемов народной песни. Многие из его песен, в свою очередь, перешли в народ и распеваются им до сих пор. Увлекшись идеями "Молодой Германии", Г. в 1840 г. напечатал "Unpolitische Lieder", из-за которых был лишен кафедры и пенсии и изгнан из Пруссии. Преследуемый полицией и в других союзных государствах, Г. провел пять полных лишений лет в беспрерывных странствованиях и поселился наконец в Мекленбурге. Революция 1848 г. дала ему возможность вернуться в Пруссию; позже он переехал в Веймар, где с Оскаром Шаде издавал "Weimarische Jahrbchr fr deutsche Sprache etc.", a с 1860 г. был библиотекарем герцога Ратиборского в замке Корвей. Эти годы его жизни тоже богаты исследованиями в области древненемецкой литературы и, главным образом, истории народной песни. Он издал "Unsre volkstmlichen Lieder" (3 изд. 1869); "Die deutschen Gesellschaftslieder des XVI und XVII Jahrhunderts" (2 издание 1860); "Ruda. Polnische Volkslieder der Oberschlesier" (1865); "Lieder der Landsknechte" (1868) и др. С 1858 г. он издавал "Findlinge" — сборник неизвестных прежде литературных памятников. Весьма ценны для изучения древненидерландской литер. его "Horae belgicae" (1830-62). К его "Неполитическим песням" примыкают "Deutsche Lieder aus der Schweiz" (1843 и 1845), "Deutsche Gassenlieder" (2 изд. 1845), "Diavolini" (2 изд. 1847), "Hoffmannsche Tropfen" (1844). Другого характера были его "Fnfzig Kinderlieder" (4 изд. 1866); "Maitrank" (1844); "Salonlieder" (1844); "Hundert Schullieder mit Volksweisen" (1848); "Deutsches Volksgesangbuch" (1848); "Liebeslieder" (1851); "Heimatklnge" (1850); "Rheinleben" (1851); "Kinderwelt in Liedern" (1853); "Lieder aus Weimar" (3 изд. 1857) и др. Последними по времени были его политические песни: "Streiflichter" (1871). После "Неполитических песен" особенной известностью пользуются в Германии "Уличные" и "Салонные песни". Ему часто придается эпитет немецкого Беранже. Несколько его стихотворений переведены на русский яз. П. Вейнбергом (Гербель, "Нем. поэты" 1877 г., стр. 504 и сл.). Едко осмеивает Г. в своих стихотворениях, часто облеченных в форму эпиграммы, реакционные идеи его времени; у него много правдивости, энергии, сарказма, но основной тон — немецкое благодушие. Ср. его автобиографию: "Mein Leben" (1868-70); J. M. Wagner, "H. von Fallersleben" (1869-70); Gottschall, "Portrts und Studien" (1876).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru