Большой энциклопедический словарь:
ГИРКЕ (Gierke) Отто фон (1841-1921) — немецкий юрист, последователь исторической школы права, представитель националистического направления "германистов".
Большая советская энциклопедия:
Гирке
(Gierke)
Отто фон (11.1.1841, Штеттин, — 10.10.1921, Берлин), немецкий правовед. Профессор Бреславльского (с 1872), Гейдельбергского (с 1884), Берлинского (с 1887) университетов. Последователь исторической школы права (См. Историческая школа права), представитель националистического направления «германистов». Исходный пункт воззрений Г. — понятие германского товарищества или общины, которое он противопоставлял индивидууму — основе буржуазного либерализма 19 в. Истинно германское право, органически рождающееся в недрах товариществ и характеризующееся духом общности, подчинением личности целому и т.п., Г. считал более высокой ступенью по сравнению с буржуазными правовыми системами, основанными на римском праве (См. Римское право)и принципах естественного права (См. Естественное право). Собранный Г. большой фактический материал по истории германского государства и права в значительной мере обесценивается его реакционно-националистической концепцией, воспринятой впоследствии фашистской идеологией.
Соч.: Das deutsche Genossenschaftsrecht, Bd 1—4, В., 1868—1913; Deutsches Privatrecht, Bd 1—3, Lpz. — Mnch., 1895—1917.
В. А. Туманов.
Советская историческая энциклопедия:
(Gierke), Отто фон (11.I.1841 — 10.X.1921) — нем. историк права. Проф. Бреславльского (с 1872), Гейдельбергского (с 1884) и Берлинского (с 1887) ун-тов. Гл. труд — "Исследование по истории герм. общинного права" ("Das deutsche Genossenschaftsrecht", Bd 1-4, В., 1868-1913). Г. — крупнейший (после Г. Маурера) представитель марковой теории. Политич. идеалом Г. была сильная монархия прус. типа с нек-рыми конституц. дополнениями. В соответствии с этим строилась и его ист. концепция. Г. исходит из того, что человек от природы — обществ. существо. Это приводит, по мнению Г., к естеств. возникновению ассоциации, к-рая выражает общие интересы всех и ограждает частные интересы каждого. До появления гос-ва был только один род ассоциации — свободное объединение (община). С возникновением гос-ва (у герм. народов его начало Г. датирует 8 в.) свободная ассоциация все более теряла свое значение, т. к. ее обществ. функции переходили к гос. власти. Но гос-во не уничтожило ассициацию. Наряду с остатками прежних "свободных союзов" появились новые товарищества: вотчинные, министериальные, вассально-ленные, городские, сословные, к-рые взяли на себя защиту интересов объединяемых ими людей перед гос-вом, выражавшим общие интересы. Этот новый тип общности Г. видел в герм. территориальных княжествах и в еще более идеальной форме — в конституц. монархии нового времени. Научно-прогрессивным у Г. является признание того, что в древности не существовало имуществ. неравенства и гос-ва. Но под гос-вом он понимал не учреждение, а общность, объединявшую "как тех, кто господствует, так и тех, над кем господствуют".
=====
Соч. (кроме указ. в ст.): Deutsches Privatrecht, Bd 1-3, Bd 1. Lpz., 1895, Bd 2, Lpz., 1905, Bd 3, Mnch., 1917; Das Wesen der menschlichen Verbnde, Lpz., 1902; Johannes Althusius und die Entwicklung der naturrechtlichen Staatstheorien, Breslau, 1880, 4 Aufl., Breslau, 1929; Die Grundbegriffe des Staatsrechts und die neuesten Staatsrechtstheorien, Tbingen, 1915.
=====
Лит.: Wolf E., Grosse Rechtsdenker der deutschen Geistesgeschichte, Tbingen, 1939; Колесницкий Н. P., Исследование по истории феод. гос-ва в Германии, "Уч. зап. МОПИ", 1959, т. 81, в. 2.
=====
Н. P. Колесницкий. Москва.
© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025