Определение слова «ФЕОДОР СТУДИТ»

Большой энциклопедический словарь:

ФЕОДОР СТУДИТ (759-826) — византийский церковный деятель, с 798 настоятель Студийского монастыря (в Константинополе). Возглавил борьбу с иконоборчеством. Оставил в основном богословские сочинения и письма.

Советская историческая энциклопедия:

(Teodoros o Stoyditns) (759 — 11.XI.826) — визант. церк. деятель. Из константинопольской чиновной знати. С 798 — настоятель реорганизованного им Студийского монастыря в Константинополе. Непримиримый фанатик, идеолог монашества и иконопочитания, Ф. С. активно вмешивался в политику, в борьбу с императорами, настаивая на строгом соблюдении церк. канонов; при имп. Льве V (813-820) возглавил борьбу против иконоборчества. Ф. С. требовал полной автономии монастырей, подчинения церкви контролю монашества. Трижды был сослан императорами. Ф. С. — автор сурового монастырского устава (обязательный труд, общежитие, отсутствие личной собственности), многих богословских сочинений. Сохранилось ок. 500 писем Ф. С., являющихся важным источником по истории Византии.
Соч. в рус. пер.: Творения, т. 1-2, СПБ, 1907-08.
=====
Лит.: Доброклонский A., Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский, т. 1-2, О., 1913-14.
=====
М. Я. Сюзюмов. Свердловск.

Новая философская энциклопедия:

ФЕОДОР СТУДИТ ( ) (759 – 11 ноября 826, Принцевы острова, или у мыса Акрита) – византийский богослов, реформатор монастырской жизни. Родился в чиновничьей семье иконопочитателей, в 780 вступил в монастырь Саккудия в Вифинии, управлявшийся его дядей; в 794 стал игуменом. При императоре Константине VI сослан в Фессалонику (795/96), но затем возвратился в Саккудий, а ок. 798 – в Константинополь. В столице восстановил Студийский монастырь и организовал строгую общежительную общину (киновию), взяв за образец монастырский идеал Василия Великого [ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ]. Бескомпромиссность по отношению к церковным и светским властям привела к ссылке его на Принцевы острова (в Мраморном море). Политика иконоборческих императоров вызвала новое резкое противодействие Феодора Студита. После отказа от участия в поместном соборе 815 он был сослан в Метопу в Вифинии, затем еще дальше, вплоть до Смирны. В нескольких житиях св. Феодора Студита описывается, в частности, торжественное перенесение его мощей в Константинополь 26 января 844.
Для православного богословия огромное значение имеют опровержения иконоборчества (три «Антирретики против иконоборцев») и развитие учения Иоанна Дамаскина [ИОАНН ДАМАСКИН] об образе. Он также писал литургические гимны, гомилии (беседы) и панегирики. В письмах (в основном – из ссылок) обсуждал вопросы монастырской этики (сохранилось более 550 посланий); моральной стойкости монаха посвящены и его эпиграммы.
Сочинения:
1. MPG, t. 99;
2. Nova patram bibliotheca, ed. J.Cozza – Luzi, vol. VIII–IX. Romae, 1871–88;
3. в рус. пер.: Огласительные поучения и Завещание. М., 1998.
Литература:
1. Культура Византии. Вторая половина VII–XII в. М., 1989, с. 426–434;
2. Franchi deCavalieri P. Unantica rappresentazione della traslazione di S.Teodora Studita. – «Analecta Bollandiana», 1913, t. 32, p. 230–235;
3. Vorst С. van de. Le ptite catchese de S.Theodore Studite. – «Analecta bollandiana», 1914, t. 33, p. 31–51.
M.В.Бибиков

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru