Определение слова «ДУН ЧЖУНШУ»

Большой энциклопедический словарь:

ДУН ЧЖУНШУ — Гуйянь (2 в. до н. э.) — китайский философ, "Конфуций эпохи Хань", придавший конфуцианству характер государственной идеологии, один из лидеров т. н. школы новых письмен. Был министром; инициатор введения государственных экзаменов на должности чиновников.

Большая биографическая энциклопедия:

Дун Чжуншу
Дун Гуйянь (II в. до н. э.), китайский философ, «Конфуций эпохи Хань», придавший конфуцианству характер государственной идеологии. Один из лидеров так называемой школы новых письмен. Был министром, инициатором введения государственных экзаменов на чиновные должности.

Новая философская энциклопедия:

ДУН ЧЖУНШУ [190 или 179, Гуанчуань (современный уезд Хэншуй провинции Хэбэй) – 120 или 104 до н.э.] – китайский философ и государственный деятель, «Конфуций эпохи Хань» (206 до н.э. – 220 н.э.), придавший конфуцианству [КОНФУЦИАНСТВО] характер государственной идеологии, один из лидеров «школы новых текстов». Происходил из знатной семьи. Был министром и инициатором введения основанных на конфуцианских канонах государственных экзаменов на чиновничьи должности, положив начало экзаменационной системе (кэ цзюй) – важнейшему социально-идеологическому институту китайского государства вплоть до нач. 20 в. Преподавал в императорской высшей школе, был учителем историка и мыслителя Сыма Цяня (2–1 вв. до н.э.). Идейное наследие Дун Чжуншу представлено собранием 82 философских и социально-политических эссе, названным составителями «Чунь цю фань лу» («Обильные росы «Весен и осеней»»), а также «Тремя докладами о Небе и человеке» («Тянь жэнь сань цэ»), включенными в посвященную Дун Чжуншу главу 56 «Хань шу» (официальной истории династии Хань). Дун Чжуншу создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в которой использовал идеи даосизма [ДАОСИЗМ] и иньян цзя [ИНЬЯН ЦЗЯ].
По Дун Чжуншу, все в мире происходит из «первоначала» («первопричины» – юань), аналогичного «Великому пределу» (тай цзи [ТАЙ ЦЗИ]), состоит из «пневмы» (ци) и подчиняется неизменному дао [ДАО]. Действие дао проявляется прежде всего в последовательном возобладании противоположных сил иньян и циркуляциях «взаимопорождающих» и «взаимопреодолевающих» «пяти элементов» (у син). Впервые в китайской философии двоичная и пятеричная классификационные схемы – инь ян [ИНЬ ЯН] и у син [У СИН] – были сведены Дун Чжуншу в единую систему, охватывающую весь универсум. «Пневма» наполняет Небо и Землю как незримая вода, в которой человек подобен рыбе. Он – микрокосм, до мельчайших деталей аналогичный макрокосму (Небу и Земле) и непосредственно с ним взаимодействующий. Подобно монетам (см. Mo цзя). Дун Чжуншу наделял Небо «духом» и «волей», которые оно, не говоря и не действуя (у вэй), проявляет через государя, «совершенномудрых» и природные знамения.
Решая фундаментальную для конфуцианства проблему «индивидуальной природы» человека, Дун Чжуншу выдвинул три новые идеи: 1. Подчиняясь универсальному дуализму сил инь ян, человеческая природа делится на добротворную (ян) природу (син) и злотворную (инь) чувственность (цин). 2. «Добро» (шань) как атрибут человеческой «природы» имеет относительный характер: человеческая «природа» может считаться «доброй» в сравнении с природой птиц и зверей, но не с «природой» «совершенномудрых»; у «совершенномудрых» «природа» иная, чем у «средних» людей, у последних – иная, нежели у «ничтожных». 3. «Добро» потенциально присуще человеческой «природе», которая от рождения обладает «добрым началом»: «человеческая природа подобна рису на корню, добро – рису в зерне». Признание актуальной нейтральности изначальной человеческой «природы» сближает Дун Чжуншу с Конфуцием, оценка ее как потенциально «доброй» – с Мэн-цзы [МЭН-ЦЗЫ], а упор на социализацию как фактор формирования «добра» в человеке – с Сюнь-цзы [СЮНЬ-ЦЗЫ]. В последнем пункте Дун Чжуншу сомкнулся и со своими политическими противниками – легистами (см. Легизм [ЛЕГИЗМ]), одобрив их метод наград и наказаний как необходимую фазу инь наряду с морально-духовным воздействием фазы ян.
Дун Чжуншу признавал существование двух видов судьбоносного «предопределения» (мин): исходящего от природы «великого предопределения» и исходящего от человека (общества) «изменяющегося предопределения». Историю Дун Чжуншу представлял как циклический процесс, состоящий из трех этапов («династий»), символизируемых цветами (черным, белым, красным) и добродетелями – «преданностью», «почтительностью», «культурой» (вэнь). Отсюда Хэ Сю (2 в.) вывел историософское «учение о трех эрах», популярное вплоть до Кан Ювэя [КАН ЮВЭЙ].
Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Дун Чжуншу целостная онтолого-космологическая интерпретация общественно-государственного устройства, основанного на учении о взаимном «восприятии и реагировании Неба и человека». По Дун Чжуншу, не «Небо следует дао», как у Лао-цзы, а «дао исходит из Неба», являясь связующим звеном между Небом, Землей и человеком. Наглядное воплощение данной связииероглиф «ван» (государь), состоящий из трех горизонтальных черт (символизирующих триаду: НебоЗемлячеловек) и пересекающей их вертикали (символизирующей дао). Соответственно постижение дао – главная функция государя. Фундамент общественно-государственного устройства составляют «три устоя» (сань ган, см. Сань ган у чан [САНЬ ГАН У ЧАН]), производные от неизменного, как Небо, дао: «Правитель является устоем для подданного, отец – для сына, муж – для жены». В этом небесном «пути государя» (ван дао) первый член каждой пары знаменует собой господствующую силу ян, второй – подчиненную силу инь. Подобная конструкция, близкая к тезисам Хань Фэя (3 в. до н.э.), отражает сильное влияние легизма на социально-политические взгляды ханьского и более позднего официального конфуцианства.
Сочинения:
1. Дун-цзы вэнь цзи (Собр. литературных творений мудреца Дуна). – В сер.: Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1937;
2. Лай Яньюань. Чунь цю фань лу цзинь чжу цзинь и («Чунь цю фань лу» с современным комментарием и пер.). Тайбэй, 1986;
3. в пер.: [О небе и человеке. О познании], пер. М.Л.Титаренко. – В сб.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969;
4. Чунь цю фань лу, пер. А.С.Мартынова. – В кн.: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1988;
5. «Lectures chinoises» (Peking), 1, 1945, p. 1–17;
6. Chan Wing-tst. A Source Book in Chinese Philosophy. Princeton (N. Y.)–L., 1963, p. 271–88.
Литература:
1. Быков Ф.С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Дун Чжуншу. – В кн.: Китай, Япония. История и филология. М., 1961;
2. Шестакова Т.Г. К вопросу о философской основе исторической концепции конфуцианства. – В кн.: Из истории китайской философии. Становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуиианство). М., 1978.
А.И.Кобзев

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru