Определение слова «БРАЙТМЕН»

Большой энциклопедический словарь:

БРАЙТМЕН (Brightman) Эдгар Шеффилд (1884-1953) — американский философ, представитель персонализма; разрабатывал учение о ценностях.

Большая советская энциклопедия:

Брайтмен
(Brightman)
Эдгар Шеффилд (20.9.1884, Холбрук, — 1953, Бостон), американский философ-идеалист, представитель Персонализма, ученик Б. Боуна. Доктор философии (1912), права (1929), литературы (1936); профессор университетов гг. Браун, Небраска; лектор Бостонского и Гарвардского университетов. Б. сосредоточивал внимание на этике ценностей («Природа и ценность», 1945). Исходный пункт философии Б. — взятая как мистическое самосознание или духовная сила «личность Я», благодаря деятельности которой, выражающейся в создании ценностей, мир приобретает смысл, связанность и познаваемость (см. Т. И. Хилл, Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 82—83). Первичной субстанцией мира является, по Б., личностный бог, ограниченный, однако, нерациональными условиями («данными»), которые, не являясь созданием божественной воли, способны порождать зло.
Соч.: The probleme of God, N. Y., [1930]; A philosophy of religion, [2 ed.], N. Y., [1947]; An introduction to philosophy, N. Y., [1951].
Лит.: История философии, т. 4, кн. 2, М., 1965, с. 76.
Н.С. Юлина.

Новая философская энциклопедия:

БРАЙТМЕН (Brightman) Эдгар Шеффилд (20 сентября 1884, Хомбрук – 25 февраля 1953) – американский философ, представитель персонализма. Доктор философии (1912), доктор права (1929), доктор теологии (1942). В 1906–08 ассистент преподавателя философии в университете Брауна, в 1912–17 профессор философии, психологии, религии в университете Веслеян в Небраске. С 1919 профессор Бостонского университета, в 1925–51 лектор Гарвардского и Бостонского университетов. Президент Американской философской ассоциации (1936) и Американского теологического общества (1933–34). В религиозно-философской концепции Брайтмена личность рассматривается как самотворческое начало, благодаря ей мир приобретает содержательность, связность и познаваемость. В отличие от своего учителя Б.П.Боуна (1847–1910), в основе персонализма которого лежат религиозно-космологические принципы, Брайтмен строит философию, опираясь на теорию ценностей, философию жизни, проблему соотношения религиозной этики и природных инстинктов человека. Мир личностей, являясь местопребыванием всех ценностей, выступает, по Брайтмену, эмпирической реальностью «личности личностей» – Бога (и в определенной мере его ограничением). В практической жизни свобода личности ограничена и только в стремлении к божественной цели и совершенству достигает своей полноты.
Сочинения:
1. A Philosophy of Ideals. N.Y., 1928;
2. The Problem of God. N.Y., 1930;
3. Moral Laws. N.Y., 1933;
4. Personality and Religion. N.Y., 1934;
5. A Philosophy of Religion. N.Y., 1940;
6. The Spiritual Life. N.Y., 1942.
Литература:
1.  Contemporary Idealism in America. Ed. by C.Barrett. N.Y., 1932.
H.С.Юлина

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru