Определение слова «Бехистунская надпись»

Большой энциклопедический словарь:

БЕХИСТУНСКАЯ НАДПИСЬтрехъязычный (древнеперсидский, эламский и вавилонский) клинописный текст на скале Бехистун (Бисутун) — близ г. Хамадан в Иране, высеченный по приказу царя Дария I. Содержит изложение событий в государстве Ахеменидов преимущественно в 522-519 до н. э. Прочтен в 30-40-х гг. 19 в. (в основном) английским ученым Г. К. Роулинсоном, что положило начало дешифровке клинописного письма многих народов Др. Востока.

Большая советская энциклопедия:

Бехистунская надпись
Надпись древнеперсидского царя Дария I (См. Дарий) (правил в 522—486 до н. э.), высеченная на скале Бехистун (Бисутун, Бисотун) (на территории современного Ирана, около 100 км на З. от Хамадана); состоит из т. н. Большой надписи и ряда малых. Первая распадается на три больших текста с одним и тем же содержанием, написанных соответственно тремя родами клинописи на трёх языках: древнеперсидском, эламском и вавилонском. Впервые стала доступной для науки после того, как Г. Роулинсон списал её в 1835—47 и в основном прочел.
Дешифровка клинописи персидского текста дала ключ к дешифровке клинописного письма других народов Древнего Востока.
По содержанию Б. н. представляет официальную версию событий, развернувшихся в ахеменидской державе после смерти Кира II (См. Кир II), преимущественно в 522—519 до н. э. Б. н. сообщает о восстании мага Гауматы, его убийстве заговорщиками из среды персидской знати и воцарении Дария I, о последовавших восстаниях и подавлении их, о походе Дария I в Среднюю Азию.
Лит.: Абаев В. И., Перевод персидского текста Большой, или Бехистунской надписи, в кн.: Хрестоматия по истории Древнего мира, 2 изд., т. 1, М., 1950, с. 255—63; Дандамаев М. А., Бехистунская надпись и античные авторы о Бардии — Гаумате, «Краткие сообщения института народов Азии АН СССР», 1962, в. 46; Струве В. В., Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии, Л., 1968, гл. 1—3; Тюрин В. О., К установлению значения социально-экономич. терминов Бехистунской надписи, в сборнике: Тр. института языкознания АН СССР, т. 6, М., 1956 (библ.); Trmpel-mann L. Т., Zur entstehungsgeschichte des Monuments Dareios I von Bisutun..., «Archologischer Anzeiger», 1967, № 3.
В. О. Тюрин.

Советская историческая энциклопедия:

Надпись др.-перс царя Дария I (522-486 до н. э.), высеченная на скале Бехистун (на терр. совр. Ирана, прибл. в 100 км на З. от Хамадана). Является одним из важнейших политич. документов Др. Востока. Состоит из т. н. Большой надписи и ряда малых, помещенных над изображенными в рельефе фигурами. Первая распадается на три больших текста с одним и тем же содержанием, написанных соответственно тремя родами клинописи на трех языках: др.-перс. (5 столбцов текста), эламском (3 столбца) и вавилонском.
=====
Над столбцами перс. текста помещен огромный рельеф, изображающий сцену суда Дария над побежденными противниками — Гауматой и др. Позднее сюда была добавлена еще одна фигура плененного в Ср. Азии вождя саков-массагетов — Скунхи.
=====
Копии Б. н. найдены в Египте (на арамейском яз.) и Вавилоне. Впервые стала доступной для науки после то го, как Г. Роулинсон в 1835-47 списал ее полностью. В России впервые была изучена О. И. Сенковским. Новый просмотр. Б. н. произведен в 1948 Камероном.
=====
Дешифровка клинописи перс. текста послужила затем исходным пунктом для чтения всего клинописного письма Др. Востока. Б. н. сыграла важную роль и в иран. языкознании, дав, наряду с др. надписями Ахеменидов, значит. материал для изучения древней стадии иран. языков. Эламский текст (т. н. "надписи второго рода") открыл возможности для чтения письм. памятников древнего Элама, хотя грамматич. строй эламского яз. до сих пор. еще не поддается точному определению.
=====
По содержанию Б. н. представляет офиц. версию событий, развернувшихся в ахеменидской державе после смерти Кира II, преимущественно в 522-519 до н. э., сообщая о восстании мага Гауматы, об убийстве последнего заговорщиками из среды перс. знати и воцарении Дария I, о последовавших затем восстаниях и подавлении их Дарием. В добавленном позднее 5-м столбце перс. текста говорится о третьем восстании в Эламе и походе Дария в Ср. Азию. Б. н. представляет своего рода манифест Дария I, она показывает события конца 6 в. до н. э., в к-рых принимали участие широкие нар. массы, в частности восстание в Маргиане (область совр. Мары, Туркм. ССР) и в Армении. В § 14 Б. н. говорится о политике Гауматы и Дария I по отношению к кара — "народу-войску".
=====
Лит.: Струве В. В., Поход Дария I на саков-массагетов, "ИАН", сер. ист. и филос., 1946, т. 3, No 3; Абаев В. И., Перевод перс. текста Большой, или Бехистунской, надписи. в кн.: Хрестоматия по истории Древнего мира, под ред. В. В. Струве, 2 изд., т. 1, M., 1950, с. 255-63; Тюрии В. О., К устаноолению значения социально-экономич. терминов Бехистунской надписи, в сб.: Тр. Ин-та языкознания АН СССР, т. 6, M., 1956 (см. библ.).
=====
В. О. Тюрин. Тула.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru