Определение слова «АЛЬТАМИРА-И-КРЕВЕА»

Большой энциклопедический словарь:

АЛЬТАМИРА-И-КРЕВЕА (Altamira у Crevea) Рафаэль (1866-1951) — испанский историк. Исследовал историю средневековой Испании.

Большая советская энциклопедия:

Альтамира-и-Кревеа
(Altamira у Crevea)
Рафаэль (10.2.1866, Аликанте, — 1.6.1951, Мехико), испанский историк. Общественную деятельность начал как публицист, выступивший с республиканских и антиклерикальных позиций. После установления фашистского режима в Испании (1939) эмигрировал во Францию, затем в Мексику. Впервые в испанской буржуазной Историографии А., наряду с рассмотрением политической истории Испании, исследовал экономические и социальные вопросы, феодализм считал явлением политическим и правовым. А., хотя и не вскрыл причины экономического упадка Испании в 16—17 вв., первым из историков увидел в нём причину её политического упадка.
Осн. соч.: Historia de Espaa y de la civilizacion espaola, v. 1 — 4, Madrid, 1900 — 1911; в рус. пер. — История Испании, т. 1 — 2, М., 1951; Historia de la propriedad comunal, 2 ed. , Madrid, 1927; Ensayo sobre Felipe II, Мх., 1950.
Лит.: Яцунский В. К., Р. Альтамира-и-Кревеаисторик испанской культуры, «Вопросы истории», 1946, № 11—12.

Советская историческая энциклопедия:

(Altamira y Crevea), Рафаэль (10.II.1866 — 1.VI.1951) — исп. историк. Получил образование сначала в лицее в Аликанте, затем в ун-тах Валенсии и Мадрида. Обществ. деятельность начал как публицист, выступавший с респ. и антиклерикальных позиций. В 1888-97 — секретарь Педагогич. музея в Мадриде, активно участвовал в подготовке реформы просвещения. В работе "Преподавание истории" ("La ensaanza de la historia", 1905) проводит мысль, что изучение истории является основой для формирования обществ. сознания людей. В 1897-1910 А. возглавлял кафедру истории исп. права в Овьедо; позднее был проф. Мадридского ун-та. После поражения Испании в Испано-американской войне 1898 А. примкнул к движению за нац. возрождение Испании.
=====
В "Истории общинной собственности" ("Historia de la propiedad comunal", 1890) A. считает, что общинная собственностьэтап в развитии об-ва. В 1900-11 написал "Историю Испании" ("Historia de Espaa y la civilizatin espaola", v. 1-4 от древнейших времен до 1807, рус. пер., т. 1-2, М., 1951), являющуюся одним из крупнейших достижений исп. бурж. историографии; впервые история Испании рассматривается не только как политич. история исп. монархии. Являясь либеральным историком-позитивистом и придерживаясь теории равнозначных факторов, А. большое внимание уделил экономич. и социальным вопросам, клас. борьбе, стремился охватить широкий круг проблем и дать общую картину ист. развития Испании. Однако А. рассматривает феодализм только как явление политич. и правовое, как систему вассалитета. Признавая деление об-ва на классы и значение клас. борьбы, приводя много примеров из истории крест. восстаний, А. в то же время видит осн. линию ист. развития Испании в борьбе между городами и феодалами. А. не дал исчерпывающего ответа на вопрос о причинах экономич. упадка Испании в 16-17 вв., хотя впервые в мировой историографии подчеркнул, что политич. упадок Испании был результатом ее экономич. упадка. После установления фаш. режима в Испании (1939) А. эмигрировал сначала во Францию, а затем в Мексику, где продолжал науч. работу, до конца своих дней оставаясь убежденным сторонником демократии и противником франкистского режима в Испании.
=====
Соч., кроме указ. выше: Historia del derecho espaol, Madrid, 1913; Cuestiones hispano-americanas, Madrid, 1900.
=====
Лит.: Яцунский В. К., Р. Альтамира-и-Кревеаисторик исн. культуры, "ВИ", 1940, No 11-12, с. 178.
=====
И. С. Пичугина, Э. Э. Литаврина. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru