Определение слова «аханкара»

Новая философская энциклопедия:

АХАНКАРА (санскр. ahankra, букв. делание я, слово я) – в индийской мысли способность, ответственная за координацию объектов познания, желания и действия у субъекта опыта, которая гипостазируется в независимое от духовного центра индивида ментальное начало, ответственное за эго-центризм и эгоизм. Начиная с «Чхандогья-упанишады» (V. 25.1), аханкара занимает устойчивое место в брахманистской мировоззренческой литературе. В «Санкхья-карике» аханкара определяется как примысливание-себя (абхимана) и в качестве эманата буддхи [БУДДХИ]рассматривается как дальнейший источник эманации – 11 индрий [ИНДРИИ](включая манас [МАНАС]) и 5 танматр (ст. 24). Обе эманации соотносятся с преобладанием в аханкаре одной из гун [ГУН]:первая обусловливается доминированием саттвы, вторая – тамаса, обе вместе возможны благодаря активности раджаса (ст. 26). Комментаторы наглядно иллюстрируют место аханкары (как и других ментально-перцептивных начал) в опыте: вначале человек различает в темноте смутный силуэт посредством органа зрения, затем с помощью манаса постигает, что это разбойник, и тогда аханкара примысливает: «Он идет прямо на меня!» (к ст. 30). В «Йога-сутрах» коррелят аханкары «яйность» (асмита) является вторым (после незнания) по значимости фактором сансарного сознания (II. 3).
По «Брахмасутра-бхашье» Шанкары, аханкара – Атман в соединении с телом посредством неведения (авидья [АВИДЬЯ]), и когда мы говорим, напр., что хорошо себя чувствуем, то подразумеваем именно эго (I. 1.4). Сурешвара принимает учение санкхьи о происхождении из аханкары индрий (автор «Манасолласы» даже различает саттвичного и тамасичного аханкару, из которых происходят антахкарана [АНТАХКАРАНА]и материальные элементы), но дает ему новое определение и оценку: это начало, соединяющее атрибуты Атмана и не-Атмана, есть корень всего зла, хотя и не находится в реальной связи с Атманом (Найшкармьясиддхи II. 46–53). Тотака меняет в сравнении с санкхьей порядок действия аханкары и индрий: вначале у субъекта возникает идея: «Я вижу», а уже затем орган зрения обращается к объекту (Шрутисарасамуддхара 14–20).
В.К.Шохин

Краткий религиозный словарь:

В веданте наряду с манасом, читтой и буддхиодин из аспектов единого внутреннего органа

Теософский словарь:

(Санскр.) Концепция "Я", Самосознание или тождественность Самому Себе; "Я", эготический и майавический принцип в человеке, результат нашего незнания, отделяющего наше "Я" от Всемирного Единого Я. Личность, Эгоизм.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru