Определение слова «зингшпиль»

Большой энциклопедический словарь:

ЗИНГШПИЛЬ (нем. Singspiel) — разновидность комической оперы с разговорными диалогами, сложившаяся в 18 в. в Германии и Австрии ("Похищение из сераля", "Волшебная флейта" Моцарта).

Большая советская энциклопедия:

Зингшпиль
(нем. Singspiel, буквально — игра с пением)
разновидность комической оперы 18 в. с разговорными диалогами между музыкальными номерами, получившая распространение в Германии и Австрии. В северной Германии З. сложился под влиянием английской «балладной оперы», в особенности «Оперы нищих»; началом его считают постановку немецкой обработки «балладной оперы» «Чёрт на свободе» с музыкой И. Штандфуса (1752). Содержал ряд простых песен (куплетов), близких к народным. Большой успех имели З. поэта Х. Вейсе и композитора И. Хиллера («Лотхен при дворе», 1767, и др.). В числе авторов З. — композиторы И. Бенда, К. Г. Нефе, И. Рейхардт; в создании текстов для З. принимал участие И. В. Гёте. В Австрии сформировался под влиянием австрийской народной комедии, итальянской комедии масок, французской комической оперы. Сравнительно с немецким он содержал развёрнутые арии и ансамбли. Основоположником австрийской З. был И. Умлауф («Рудокопы», пост. 1778 при открытии в Вене Придворного национального оперного театра). З. создавали также К. Диттерсдорф, В. Мюллер и др. Важнейший вклад в развитие австрийской З. внёс В. А. Моцарт («Похищение из сераля», 1782, «Волшебная флейта», 1791). Традиции З. ведут к немецкой романтической опере 1-й половины 19 в. и к венской оперетте.
Лит.: Schletterer Н. М., Dasdeutsche Singspiel von seinen ersten Anfngen bis auf die neueste Zeit, Augsburg, 1863; Calmus G., Die ersten deutschen Singspiele von StandfuB und Hiller, Lpz., 1908.,
Б. В. Левик.

Музыкальная энциклопедия:

(нем. Singspiel, от singen — петь и Spiel — игра) — нац. нем. и австр. разновидность комич. оперы 18 в. с разговорными диалогами между муз. номерами (как во франц. комич. опере). В Сев. Германии З. складывался под влиянием англ. балладной оперы ("Опера нищих" Гея и Пепуша и др.). Началом его развития считается пост. в Лейпциге муз. комедии "Чёрт на свободе" с музыкой Й. Г. Штандфуса (1752). Это была обработка балладной оперы ирл. драматурга Ч. Коффи, впервые поставленной в нем. переводе в Берлине в 1743. В 1766 новая музыка к этой пьесе была написана И. А. Хиллером. Расцвет З. связан с творчеством поэта X. Вейсе и композитора И. А. Хиллера ("Лотхен при дворе", 1767; "Охота", 1770). Хиллер считается основоположником нем. З., содержавшего ряд простых песен, куплетов, родственных нем. нар. песне; т. о., этот З. был ближе к пьесе со вставными муз. номерами, чем к опере с развитыми формами. Др. представителями нем. З. были Й. Венда, К. Г. Нефе, И. Рейхардт. Тексты для З. писал и И. В. Гёте, стремившийся поднять З. на более высокий художеств. уровень ("Эрвин и Эльмира" и др.). В числе ранних австр. З. — "Хромой бес" Й. Гайдна (1751). Австрийский (венский) З. складывался под воздействием австр. нар. комедии, итал. комедии дель арте (комедии масок), отчасти франц. комич. оперы. Подобная широта связей обусловливалась тем, что Вена была своего рода интернац. центром, где соединялись элементы муз. иск-ва разл. народов. В 1778 постановкой З. "Горнорабочие" И. Умлауфа в Вене был открыт Придв. нац. оперный театр. Выдающиеся представители австр. З. — К. Диттерсдорф ("Доктор и аптекарь", 1786), В. Мюллер ("Чёртова мельница", 1799) и в особенности В. А. Моцарт, написавший свой первый З. ещё в 1768 ("Бастьен и Бастьенна") и создавший в этом жанре величайшие произв. ("Похищение из сераля", 1782, "Волшебная флейта", 1791). Австрийский З. наряду с песенно-куплетными номерами содержит большие оперные формы — развёрнутые арии, ансамбли, широко развитые финалы; это сближает его с итал. оперой-буффа, несмотря на разговорные диалоги между муз. номерами. Более развита в австр. З. и партия оркестра. Сказочно-фантастич. сюжеты в австр. З. 90-х гг. 18 в. ("Волшебная флейта" Моцарта и др.), как и близость его музыки к нар.-песенным истокам, свидетельствуют о предромантич. тенденциях. Традиции зингшпилей Моцарта были продолжены и развиты в нем. опере 1-й пол. 19 в. — в "Фиделио" Бетховена, романтич. операх К. М. Вебера ("Вольный стрелок" и "Оберон"), операх А. Лорцинга ("Царь-плотник" и др.) и О. Николаи ("Виндзорские проказницы"). Путь от нем. З. вел и к венской оперетте И. Штрауса-сына и его последователей.
Литература: Черная Е. С, Моцарт и австрийский музыкальный театр, М., 1963; её же, Австрийский музыкальный театр до Моцарта, M., 1965; Schletterer H. M, Das deutsche Singspiel von seinem ersten Anfдngen bis auf die neueste Zeit, в его кн.: Zur Geschichte dramatischer Musik und Poesie in Deutschland, Bd 1, Augsburg, 1863; Brьckner Fr., G. Benda und das deutsche Singspiel, в кн.: Sammelbдnde der Internationalen Musikgesellschaft, Bd V, Lpz., 1903/04, Galmus G., Die ersten deutschen Singspiele von StandfuЯ und Hiller, Lpz., 1908 (Publikationen der Internationalen Musikgesellschaft, Beihefte, II, H. 6), Haas R., Einleitung zur Ausgabe von Umlauffs "Bergknappen", в кн.: "Denkmдler der Tonkunst in Цsterreich", Jahrg. XVIII, H. 1, W., 1911, Bцttcher Е., Goethes Singspielen "Erwin und Elmira" und "Claudine von Villa Bella" und die "Opera buffa", Marburg, 1912; Кrott R., Die Singspiele Schuberts, W., 1921; Helfert V., Zur Geschichte des Wiener Singspiels, "ZfMw", 1922/23, Bd V; Graf H., Das Repertoire der цffentlichen Opern- und Singspielbьhnen in Berlin seit dem Jahre 1771, B. 1934.
Б. В. Левик.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
зингшпиль, -я

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru