Определение слова «тепловоз»

Толковый словарь Ефремовой:

тепловоз м.
Локомотив, приводимый в движение двигателем внутреннего сгорания.

Толковый словарь Ушакова:

ТЕПЛОВО́З, тепловоза, ·муж. (·ж.-д. ). Локомотив, приводимый в движение двигателем внутреннего сгорания.

Большой энциклопедический словарь:

ТЕПЛОВОЗ — локомотив с двигателем внутреннего сгорания (дизелем) — энергия которого через силовую передачу (электрическую, гидравлическую или механическую) передается на колесные пары.

Толковый словарь Кузнецова:

тепловоз
ТЕПЛОВОЗ -а; м. Локомотив, приводимый в движение двигателем внутреннего сгорания. Магистральный, мощный т. Создатель тепловоза.
Тепловозный, -ая, -ое. Т-ая тяга. Т. двигатель. Т. завод. Т-ое депо.

Малый академический словарь:

тепловоз
-а, м.
Локомотив, приводимый в движение двигателем внутреннего сгорания.

Горная энциклопедия:

(a. diesel locomotive; н. Diesellokomotive; ф. locomotive diesel; и. locomotora Disel, locomotora-diesel) — локомотив с двигателем внутр. сгорания, энергия от к-рого поступает на движущие колёсные пары через электрич., гидравлич. или механич. передачу. На Т. устанавливают 2-тактные или 4-тактные двигатели внутр. сгорания (дизели). На ж.-д. транспорте карьеров эксплуатируются гл. обр. Т. с электрич. передачей (первый Т. подобного типа в СССР построен в 1924); на отд. предприятиях для выполнения хоз. и нек-рых др. видов работ используются Т. с гидравлич. передачей.
Электрич. передача состоит из генератора с возбудителем, тяговых электродвигателей и зубчатых редукторов. Вал генератора соединён с коленчатым валом дизеля. Валы электродвигателей и оси колёсных пар связаны между собой зубчатыми передачами, через к-рые вращающий момент передаётся колёсным парам. Гидравлич. передача энергии от дизеля на колёса осуществляется с помощью гидравлич. аппаратов (гидромуфт и гидротрансформаторов) и механич. звеньев (зубчатых колёс, валов и карданов). Т. оборудован автоматич. и ручными тормозами, радиостанцией, автосцепными устройствами и приспособлен для обслуживания одним машинистом без помощника.
В СССР на предприятиях горнодоб. пром-сти в осн. используются Т. серий 2ТЭ1ОМ, ТЭМ7, ТЭМ2, ТЭМ2У, ТГМ6 и др. (табл., рис).


Маневрово-вывозной тепловоз серии ТЭМ7.
Буквы и цифры означают: Т. — тепловоз; вторая буква указывает на тип передачи (Э — электрич., Г — гидравлич.); третья буква определяет его назначение (М — маневровый). Цифра за буквами указывает номер серии. Цифра перед буквенным обозначением соответствует числу секций. см. также ст. Локомотив.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
тепловоз, -а

Толковый словарь Ожегова:

ТЕПЛОВОЗ, а, м. Локомотив с двигателем внутреннего сгорания.
| прил. тепловозный, ая, ое.

Техника. Современная энциклопедия:

тепловоз
локомотив, на котором в качестве первичного источника энергии используется двигатель внутреннего сгорания, обычно дизель, преобразующий энергию сжигаемого топлива во вращательное движение колёсных пар. При работе тепловоза в реальных условиях для трогания с места, на крутых подъёмах, при движении с остановками торможением и т. д. приходится менять силу тяги, а следовательно, и режим работы двигателя. Но дизель плохо приспособлен к переменным режимам работы, поэтому между двигателем и колёсами устанавливают специальное устройство – тяговую передачу – которое приспосабливает дизельный двигатель к условиям работы тепловоза.
Наиболее простая передача – прямая механическая. Однако она обеспечивает только ступенчатое изменение скорости и потому непригодна для магистральных тепловозов, применяется гл. обр. на маломощных локомотивах. Лучше всего тепловозам подходит электрическая передача: дизель вращает ротор генератора переменного тока, который преобразуется выпрямительным устройством в постоянный ток для питания тяговых электродвигателей, вращающих колёса тепловоза. Такая передача обеспечивает плавное изменение силы тяги при любом движении тепловоза. Тепловоз имеет сравнительно высокий кпд (28–30 %), развивает скорость 120–160 км/ч, не зависит от наличия воды (как паровоз) и не связан с контактной сетью (в отличие от электровоза), может эксплуатироваться практически в любых климатических условиях на местности с любым рельефом, используется как на магистральных линиях, так и на железных дорогах промышленного транспорта.

Тепловоз
Предшественники тепловоза – автодрезины, мотовозы создавались в основном для внутризаводских перевозок. Первые тепловозы появились в 1912 г. в Германии. В России несколько проектов тепловоза было предложено ещё в нач. 20 в., однако первый магистральный тепловоз с электрической передачей был построен по проекту Я. М. Гаккеля. Ныне тепловозами обслуживаются более 1 млн. км магистральных линий мира. Только на железных дорогах США и Канады в кон. 20 в. работало более 32 тыс. тепловозов.

Грамматический словарь Зализняка:

Тепловоз, тепловозы, тепловоза, тепловозов, тепловозу, тепловозам, тепловоз, тепловозы, тепловозом, тепловозами, тепловозе, тепловозах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru