Определение слова «теократия»

Толковый словарь Ефремовой:

теократия ж.
1. Форма правления, при которой глава государства — обычно монархического — одновременно является и его религиозной главой.
2. Государство с такой формой правления.

Толковый словарь Ушакова:

ТЕОКРА́ТИЯ [тэократия], теократии, ·жен. (от ·греч. theos — бог и krateo — имею власть) (·книж. ).
1. только ед. Форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, жрецам.
2. Государство с такой формой правления. Теократии древности.

Большой энциклопедический словарь:

ТЕОКРАТИЯ (от греч. theos — бог и...кратия) — форма правления, при которой
Глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой.

Словарь по культурологии:

(греч. букв. — Боговластие, от Бог и власть) — принцип, согласно которому непосредственный носитель власти над народом и страной есть Бог, осуществляющий эту власть через Своих служителей, пророков, Богочеловеческих посредников или институции (тина Церкви). Термин «Т.» впервые введен историком Иосифом Флавием (ок. 37 — ок. 95) для характеристики древнеиудейского строя.
Корни идеи Т. лежат в первобытных представлениях о вожде племени как священной персоне, причастной миру духов и воплощающей в себе магическую мощь, которую он изливает на общину. Сверхчеловеческий характер личности вождя особенно выявляется тогда, когда он оказывается жертвой: по законам мифологического мышления жертва тождественна с принимателем жертвы, приносимой за общину, и вождь в мгновение своего ритуального убиения или самоубийства окончательно сливается с высшим миром, чтобы уже навсегда пребыть пастырем своей общины. Египетский миф об Осирисе позволяет ясно проследить слияние трех образов:
1) мудрого вождя, который в то же время есть «культурный герой» (мифологическая фигура, очень важная для генезиса идеи Т.)
2) закалаемого тотемистического зверя
3) страждущего и умирающего бога природных круговоротов.
С возникновением цивилизации выдвигаются три фигуры, притязающие быть воплощением идеи Т.: царь, жрец и пророк. На царя переносятся магические функции вождя. Для патриархального сознания человеческий коллектив воспроизводит универсум, а страна тождественна с ойкуменой (срв. китайское выражение «Поднебесная», обозначающее ойкумену и одновременно Китай): поэтому и царь страны находится в ипостасных отношениях к Богу универсума. Эта ипостас-ность могла пониматься как безусловное тождество: царь сам по себе есть бог, не имеющий над собой никаких высших инстанций (срв. кн. Дан. 6:8). Но подобные претензии могли быть легко опровергнуты указанием на бессилие царя перед лицом космического порядка (срв. Коран, сура 2, ст. 260). Принципу Т. соответствовал другой вариант: царь есть сын и наместник Бога, пользующийся Его славой и послушный Его приказам. Такое осмысление деспотии не только укрепляло власть как таковую, но и создавало основу для критики каждого отдельного носителя власти, ибо выдвигало некоторый идеал, которым можно было поверять действительность: если царь — наместник сверхземных инстанций, то его власть — не безответственное хозяйничанье, но служение, в котором придется дать ответ. Китайский император считался «сыном неба», но в книге бесед Конфуция «Луньюй» рассказывается о жалкой гибели государей, нарушавших заветы неба. Принцип Т., освящая мирскую власть, одновременно исключает ее самодовление: если, как говорится в Послании апостола Павла к римлянам, «нет власти, которая не от Бога» (13:1), то естественно заключить, что власть, которая явным образом не «от Бога», — вообще не власть. Но кто вправе напоминать об этом царю, уполномоченному свыше? Официально санкционирован в роли служителя Божества жрец, который может притязать на роль воспитателя, приставленного Божеством к своему дитяте-царю, и даже ставить под сомнение богосыновство последнего, делая из принципа Т. вывод в свою пользу. Однако у царя и жреца есть общее свойство: они суть официальные носители теократического достоинства, опирающиеся на сумму установлений, а не на свои личные свойства: их сан формален. Против них обоих выступает пророк — фигура «харизматическая», т. е. обязанная достоинством только личной богодухновенности, аскезе, проявленной в образе жизни, и не в последнюю очередь — отваге, с которой он рискует собственной жизнью, выступая во имя Бога против официальных инстанций. С теократической точки зрения, как она выражена в Ветхом Завете, пророк есть полномочный представитель Бога, сравнительно с которым две другие теократические инстанции вторичны: пророк Моисей есть источник власти для жреца Аарона и вождя Иисуса Навина и др. Царь, идущий против пророков, проклят (участь Саула). Ветхозаветная оценка института власти, исходящая из принципа Т., двойственна. Так, царь есть избранник Бога (срв. Втор. 17:15), но он обязан быть слугой Бога и руководствоваться законом, причем с самого начала предполагается сомнительным, будет ли он это делать (там же, 17, 16-20). И потому царь есть одновременно и соперник Бога, ущемляющий Его право на непосредственное водительство народом, так что ему в конечном счете приходится спорить за власть не со жрецом и даже не с пророком, но именно с Богом (срв. 1 Цар. 8:6-7). Правда, идея монархии имела тенденцию к абсорбированию идеи харизматического пророчества (тип царя-пророка Давида, священника вне институционального жречества, «по чину Мельхиседекову») (Пс. 109:6), при этом для царя было тем важнее дополнить свое царское достоинство пророческим, чем в большей мере он вступал в конфликт со жречеством: таков случай фараона Эхнатона, противопоставившего традициям жреческих установлений свое личное богосыновство.
Античный мир стремился оттеснить тенденции Т. на периферию общественной жизни и обезвредить их. Греческий полис в целом и его государственные формы считались богохранимыми (в Афинах, напр., был культ Афины Демократии), но существование особой категории людей, имеющих право действовать непосредственно от имени богов, отрицалось. Поэтому в античном мире идея Т. выступает как антинолисная сила: ее подхватывают вожди рабских восстаний (Евн, Аристоник), а на другом полюсе общественной жизни — претенденты на личную власть (Александр Македонский, Цезарь, Август). Но официальная псевдотеократия цезарей оставалась пустой фикцией: культ императора сводился к демонстрации лояльности. Более подлинную связь с древнейшими мифологическими идеями выявляли воспринятые народной памятью образы казненных рабских царей, замученных бунтарей и пророков, в позорной казни которых снова, в соответствии с законами мифа, совпадали унижение и слава, бессилие и божественность, участь жертвы и участь бога. В образе Иисуса Христа, «царя иудейского», Чей царский сан проявился в том, что Он предал Себя в спасительную жертву за других, уподобляясь закалаемому вождю первобытных времен, эти черты доведены до предельной четкости. Новозаветное христианство явилось трансформацией и снятием принципа Т. Христос описывается как носитель всей абсолютной полноты теократических полномочий, как Тот, Кому «дана власть на небе и на земле» (Мф. 33:18), царь, первосвященник и пророк в одном лице. Но Он въезжает в Иерусалим не на боевом коне, но на мирном осле, и вместо устроения мессианского владычества над народами предает Себя на крайнее унижение и казнь: Его теократический сан остается тайным и духовным, реализуясь на плоскости политического факта в обращенном, негативном виде.
Христианское и мусульманское средневековье восстанавливает политический аспект принципа Т. Особенно цельный характер идея «священной державы» носит в исламе, уже основатель которого был не распятым страдальцем, а удачливым политическим и военным вождем. Границы халифата совпадают с границами «истинной» веры и «правильного» человеческого общежития (характерно полное тождество богословия и права в исламе). В шиизме и особенно в радикальных шиитских ересях (исмаилитов и др.) образ боговодимого правителя людей (имама) приобретает ранг онтологической категории. К этой же группе идей относится и представление о «махди» (букв. — ведомый, т. е. Богом). В византийско-русском православии главной теократической фигурой оказывается царь. Напротив, на средневековом Запад*1 идея Т. — предмет борьбы между папой и германским императором. Папа считал себя не только главой Вселенской Церкви, но и государем всего христианского человечества, вассалом которого является любой земной государь (см. В. Герье, Западное монашество и папство, М., 1913, с. 163-164). Но с такими же притязаниями с IX в. выступали и императоры; с 1075 г. начинается спор между папой и императором о праве инвеституры (утверждения епископа в сане). Драматическая борьба между этими двумя теократическими инстанциями, обещавшими мир и несшими войну, привела к кризису идеи Т. Она заново обновляется в мировоззрении пуритан, видевших в своей борьбе священную войну избранников Бога против земных тиранов. Дальнейшая секуляризация буржуазного мировоззрения оттесняет принцип Т. на периферию общественной мысли.
В позднебуржуазную эпоху обращение к идее Т. (В. С. Соловьев, Ж. Маритен и др. представители неотомизма и т. п.) обычно связано с критикой потребительского общества и буржуазного эгоизма, с утопической мечтой об «архитектурно» устроенном человеческом социуме, подобном средневековому собору, внутри целокупности которого каждый индивид обрел бы уготованное место и служил бы целому.
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Толковый словарь Даля:

теократия
ТЕОКРАТИЯ соединенье гражданской и духовной власти в одном лице.

Также см. теология

Большой словарь иностранных слов:

[тэократия], теократии, ж. [от греч. theos – бог и krateo – имею власть]. 1. Форма правления, при к-рой политическая власть принадлежит духовенству, жрецам. 2. Государство с такой формой правления. Теократии древности..

Советская историческая энциклопедия:

(букв. — боговластие, от греч. teos — бог и kratos — сила, власть) — форма гос-ва, при к-рой управление гос-вом осуществляется преим. жречеством или духовенством, а глава церк. иерархии обладает высшей духовной и светской властью. Ист. примеры "чистой" Т. (восходящей своими корнями к архаич. представлениям, когда верх. правителем считается бог) редки, но её элементы были сильны в ряде гос-в древности и средневековья. Впервые это понятие и термин "Т." употреблены Иосифом Флавием (соч. "Против Апиона", рус. пер. 1898) применительно к политич. строю Иудейского царства, где теократич. власть жрецов во главе с первосвященником была установлена в 6 в. до н. э. В Зап. Европе в средние века папы римские являлись теократич. правителями Папской области и стремились к установлению папской Т. над всем "христианским миром" (теократич. программы пап Григория VII, Иннокентия III). Протестантскую разновидность Т. представляло собой правление Ж. Кальвина в Женеве в 16 в. Сосредоточение духовной и светской власти в Тибете в руках 5-го далай-ламы (1617-82) привело к установлению в Тибете Т., просуществовавшей здесь без особых изменений в течение нескольких веков. Из теократич. идеи исходило мусульм. гос. право (см. Халифат, Имамат), согласно к-рому халиф соединяет в одном лице власть духовную — имамат и политическую — эмират (в ист. действительности, однако, чаще всего светские элементы власти халифа преобладали над духовными). В новое время к возвращению к этой политич. форме призывали нек-рые реакц. романтики (Бональд, Жозеф де Местр). Несмотря на крайнюю архаичность, Т. (или ее элементы) сохранилась до новейшего времени (Ватикан; до севолюции 1962 — королевство Йемен).

Малый академический словарь:

теократия
-и, ж.
Форма правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству, церкви, а также государство с такой формой правления.
[От греч. — правление бога, боговластие]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
теократия, -и

Толковый словарь Ожегова:

ТЕОКРАТИЯ, и, ж. Форма правления, при к-рой глава духовенства, церкви является главой государства.
| прил. теократический, ая, ое.

Социологический словарь:

ТЕОКРАТИЯ (от греч. theos — Бог и kratos — власть) — англ. theocracy; нем. Theokratie. Форма правления, при к-рой власть в государстве находится в руках главы церкви и духовенства.

Грамматический словарь Зализняка:

Теократия, теократии, теократии, теократий, теократии, теократиям, теократию, теократии, теократией, теократиею, теократиями, теократии, теократиях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru