Определение слова «танго»

Толковый словарь Ефремовой:

танго нескл. ср.
1. Старинный испанский народный танец.
2. Современный парный бальный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и чётким ритмом.
3. Музыка к такому танцу.
4. Музыкальное произведение в ритме такого танца.

Толковый словарь Ушакова:

ТА́НГО, нескл., ср. (·иностр. ). Современный салонный танец четырехдольного такта, состоящий из ряда сложных, произвольно чередуемых па.

Большой энциклопедический словарь:

ТАНГО (исп. tango) — современный бальный танец. Известны "цыганское танго", "андалусийское танго", "креольское танго" и популярное "аргентинское танго", распространившееся в 1910-х гг. во всем мире как салонный и эстрадный танец. Размер 2/4, темп умеренный.

Большой словарь иностранных слов:

[исп.] – современный салонный танец медленного двудольного движения; родина танго – Аргентина.

Толковый словарь Кузнецова:

танго
ТАНГО неизм.; ср. [исп. tango] Современный бальный танец четырёхдольного такта, состоящий из произвольно чередующихся па. Аргентинское т. Знойное, страстное т. Танцевать медленное т. Изогнуться в т. Разучить т. // Музыка такого танца. Заиграть т. Исполнять в ритме т.

Малый академический словарь:

танго
нескл., ср.
Медленный танец четырехдольного размера, состоящий из произвольно чередуемых па, а также музыка к этому танцу.
Пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго. Бунин, Господин из Сан-Франциско.
Музыканты после мазурок, и вальсов заиграли танго. А. Н. Толстой, Восемнадцатый год.
[исп. tango]

Музыкальная энциклопедия:

(испан. tango; вероятно, слово афр. происхождения, хотя музыка и хореография танца, распространившегося в нач. 20 в. по всему миру под назв. "аргентинское Т.", — креольские). Первые упоминания о Т. в Лат. Америке относятся к кон. 18 — нач. 19 вв., когда этим словом обозначали негр. праздник с танцами и пением, а также место, где он проходил. В Испании в 1-й пол. 19 в. у андалусийских цыган Т. называли любой праздник с танцами. В то же время в Андалусии было известно (не позднее сер. 19 в.) "цыганское" T. (tango gitano) — сольный женский танец, принадлежавший к группе танцев фламенко и, следовательно, не имевший никакой генетич. связи с позднейшим аргентинским Т. Известен также как парный бальный танец, в истории развития к-рого различаются три последоват. этапа:
1) андалусийское Т. (tango andaluz) — шуточная, иногда сатирич. уличная песенка, популярная в 1850-80-х гг. в Севилье и сохранявшаяся до нач. 20 в. Андалусийское Т., очевидно, имеет общий источник с кубинской хабанерой, распространившейся в Испании около сер. 19 в. под назв. амер. Т. Мелодии андалусийского Т. представляют собой 16-тактовый период, состоящий из двух 8-тактовых предложений (соответственно куплету и рефрену), в двудольном размере и умеренно подвижном темпе. Отличит. черта андалусийского Т. — остинатная фактура гитарного аккомпанемента с постоянным ритмом 2/4 в куплете и 2/4 в рефрене и неизменным гармонич. контуром с чередованием T и D в мажоре:

Андалусийское танго "Хозяйка дома". 1880-е гг.
В кон. 1870 или нач. 1880-х гг. андалусийское Т. распространилось в Аргентине, где к тому времени были очень популярны две мелодически и особенно ритмически схожие между собой (хотя и разного происхождения) и одноврем. близкие андалусийскому Т. песенно-хореографич. формы: кубинская хабанера и аргентинская милонга.
2) Креольское T. (tango criollo) — вначале песня, а в кон. 1880 — нач. 1890-х гг. — танец. Креольское Т. возникло в 1880-х гг. от смешения мелодич. и ритмич. элементов кубинской хабанеры и аргент. милонга. Оно взяло от андалусийского Т. и хабанеры остинатную ритмоформулу аккомпанемента и двухчастную структуру периода, а от милонги — более острый ритм с синкопами на сильных долях. Исполнялось в сопровождении аккордеона, мандолины или маленьких уличных оркестров, состоявших из гитары, скрипки, арфы и флейты.
Хореография креольского Т. близка хабанере и милонге, это — парный танец de pareja suelta, в к-ром партнёры танцевали отдельно друг от друга.

Г. Диес. Креольское танго "Эль портеньито". 1880-е гг.
3) Аргентинское T. (tango argentino) возникло в кон. 1890-х гг. в результате изменения хореографии креольского Т. — из танца de pareja suelta он превратился в танец de pareja enlazada, т. е. парный танец, в к-ром партнёры движутся, обняв друг друга за плечи (как в совр. Т.). Впервые аргент. Т. появилось на театр. подмостках Буэнос-Айреса в сарсуэле "Креольское правосудие" Сориа (1897). На протяжении первого десятилетия 20 в. были сочинены сотни аргентинских Т. Популярными авторами были А. Вильольдо, Р. А. Мендисабаль, Х. Мальо, Д. Санта-Крус Уилсон, Э. П. Дельфино, позднее — X. Сандерс, Э. Донато, X. Матос Родригес (автор известного Т. "Кумпарсита").

А. Вильольдо. Аргентинское танго "Эль чокло". 1903.
Т. исполняли спец. оркестры в кафе, ресторанах, кинотеатрах и танцзалах, а также на улицах — уличные "дуэты" и "трио" музыкантов (обычно в составе аккордеона, концертины и бандонеона). Параллельно с Т.-танцем возникла самостоят. форма Т.-песня (tango-canciуn). В 1910 один из аргент. композиторов-пропагандистов этого танца Э. Саборидо привёз музыку и хореографию аргент. Т. в Париж. Усовершенствованное парижскими хореографами аргент. Т. вскоре распространилось во всём мире.
Литература: Пичугин П., Танго и его история, "СМ", 1962, No 2; Lima N., El tango argentino de salуn. Mйtodo de baile teуrico prбctico, B. Aires, 1916; Rossi V., Cosas de negros. Los orнjenes del tango y otros aportes al folklore rioplatense, Cуrdoba (Argentina), 1926; Teisseire L., El tango. Un poco de historia, в сб.: Musica y arte, В. Aires, diciembre, 1933; Bates H., Bates L. J., La historia del tango, B. Aires, 1936; Vega С., El tango argentino, в его кн.: Danzas y canciones argentinаs, В. Aires, 1936, р. 231-74; его же, La coreografнa del tango. в его кн.: El origen de las danzas folklуricas, В. Aires, 1956, р. 193-204; его же, Las especies homуnimas y afinas de "Los orнgenes del tango argentino", "Revista musical chilena", 1967, No 101, Carella T., El tango. Mito y escencia, (B. Aires, 1956); Villaroel L. F., Tango, folklore de Buenos Aires, В. Aires, 1957, Ta11уn J. S., El tango en sus etapas de mъsica prohibida, В. Aires, 1959, Ferrer H. A., El tango Su histona y evoluciуn, В. Aires, 1960; Sierra L. A., Historia de la orquestra tipica. El tango en su evoluciуn instrumental, В. Aires, 1960; Gesualdo V., El tango, в его кн.: Historia de la musica en la Argentina, t. 3, В. Aires, 1961, р. 903-927.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
танго, нескл., с.

Толковый словарь Ожегова:

ТАНГО, нескл., ср. Скользящий парный танец, а также музыка в ритме такого танца.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru