Определение слова «"ШИ ЦЗИН"»

Советская историческая энциклопедия:

("Книга песен") — сборник нар. песен, сказаний и ритуальных гимнов, одна из книг конфуцианского канона. Все 305 песен "Ш. ц.", датируемые 11-7 вв. до н. э., были, по преданию, отобраны (примерно из 3000) и отредактированы Конфуцием. "III. ц." состоит из 4 разделов: "Гимны" ("Сун"), "Малые оды" ("Сяо-я"), "Большие оды" ("Да-я"), "Нравы царств" ("Го-фэн"). В одах воспеваются события др.-кит. истории, подвиги героев, мудрость правителей, преданность их слуг. Песни раздела "Го-фэн", помимо лирики и героики, отражают картины жизни и быта крестьян, содержат элементы социального протеста, свидетельствующие о существовании значительного имуществ. неравенства в кит. обществе того времени. "Ш. ц." — ценный ист. источник, аутентичность к-рого не подлежит сомнению.
=====
Ист.: Ши цзин, пер. с кит., М., 1957.
=====
Лит.: Федоренко Н. Т., "Ши цзин" и его место в китайской литературе, М., 1958.
=====
Л. С. Васильев. Москва.

Новая философская энциклопедия:

«ШИ ЦЗИН» («Канон стихов», «Книга песен») – самый ранний в Китае сборник поэтических произведений, вошедший в число канонических произведений конфуцианства [КОНФУЦИАНСТВО](см. «У цзин»),которые определяли идеологию и культурные ценности императорского Китая. По мнению Конфуция [КОНФУЦИЙ],«Ши цзин» ценен тем, что способен «вдохновлять, расширять кругозор, сближать с другими людьми, учит сдерживать свое недовольство», помогает уяснить, как следует «служить дома отцу, а вне дома государю», сообщает названия животных, птиц, трав и деревьев («Лунь юй»,XVII, 9). Иероглиф «ши» (совр. «стихи»), входящий в название памятника, в древности обозначал единство поэтического текста, музыки и танца. Основной корпус «Ши цзина» сформирован предположительно в 10–6 вв. до н.э. Составление традиционно приписывается Конфуцию, который мог быть редактором «Ши цзина». По традиционной версии, памятник, уничтоженный вместе с другой конфуцианской литературой в период правления династии Цинь (221–207 до н.э.), передавался изустно, был восстановлен в правление ханьского У-ди (140–87 до н.э.). Из четырех вариантов восстановленного текста сохранился один, известный как «Мао ши» («Песни [в версии] Мао»).
Считается, что произведения, вошедшие в сборник, в эпоху Западного Чжоу (11–8 вв. до н.э.) доставлялись ко двору специальными чиновниками, сановниками разных рангов и служили источником сведений о нравах и настроениях народа, что помогало принятию политических решений, совершенствованию церемониальных установлений и ритуальной музыки. Памятник состоит из трех разделов: «[Го] фэн» («Нравы [царств]»), «Я» («Оды»), «Сун» («Гимны»). В разделе «Го фэн» собраны народные песни из 15 царств-уделов, отражающие быт и чувства простого люда, в т.ч. содержащие критику роскоши и безнравственности власть имущих. Раздел «Я» содержит произведения, сложенные при дворе чжоуского правителя-вана и в столичной области, – в основном торжественные песнопения, прославляющие предков и духов, увещевающие правителей, излагающие историю дома Чжоу, выражающие тревогу по поводу его упадка. Произведения, вошедшие в раздел «Сун», воспевают добродетели древних чжоуских государей и труд земледельцев – согласно конфуцианской идеологии, основу могущества государства, а также включают храмовые песнопения. Выразительные средства «Ши цзина» были канонизированы конфуцианской филологической традицией.
А.Г.Юркевич

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru