Определение слова «Посидоний»

Большой энциклопедический словарь:

ПОСИДОНИЙ (ок. 135-51 до н. э.) — древнегреческий философ-стоик, крупнейший представитель Средней Стои,
Глава школы на о. Родос; учитель Цицерона. Соединил стоицизм с платонизмом. Сочинения охватывали все области знания и дали завершающую форму античной натурфилософии, оказав всеобъемлющее воздействие на позднеантичную философию.

Большая советская энциклопедия:

Посидоний
(Poseidonios)
(около 135 до н. э., Апамея, Сирия, — 51 до н. э., Рим), древнегреческий философ-стоик, крупнейший представитель т. н. Средней Стои. Был главой школы на острове Родос; соединил Стоицизм с Платонизмом. По энциклопедизму П. может быть сопоставлен с Аристотелем: он был автором сочинений по всем разделам философии, по религии, этике, космологии, географии, астрономии, математике, истории, риторике. До нас дошло лишь небольшое число фрагментов из сочинений П. Стоическое учение о первоогне и его превращениях П. переосмыслял через платоническую концепцию «ума» (Нуса), представавшего у П. одновременно и как мир идей и чисел, и как огненная пневма, из которой расходятся по всему миру отдельные огненные смысловые зародыши всех вещей — т. н. семенные логосы. Т. о., божество есть мыслящее огненное дыхание. Это учение П. о пневматических истечениях сыграло огромную роль в подготовке неоплатонической теории эманации (См. Эманация). Точно так же стоическое представление о космосе как круговороте огненного вещества соединялось у П. с платоническим учением о гармонии сфер и целесообразном музыкально-геометрически-числовом устроении космоса. П. воспринял также учение о переселении и перевоплощении душ, связывая круговорот их рождений с периодическим воспламенением Вселенной (мировыми пожарами).
Стоическая идея всепроникающего мирового огня и связанной с этим всеобщей космической «симпатии», наличия всего во всем приводила П. к учению о всеобщем законе природы и судьбе, которая может быть постигнута с помощью мантики (гадания) и астрологии. Хотя судьба и всемогуща, но мудрец посредством знания и добродетели может возвыситься над ней. В философии истории П. пытался объединить учение Гесиода о золотом веке человечества и его постепенном возрождении и концепцию культуры, развитую Демокритом, Эпикуром и Лукрецием: развитие ремесел, наук и искусств окупается моральным падением, требующим вмешательства законов и философов.
Фрагменты: Posidinius [Works], v.- The fragments, ed. L. Eselstein and J. G. Kidd, Camb., 1972.
Лит.: Лосев А. Ф., Посидоний, в кн.: История греческой литературы, т. 3, М., 1960; Reinhardt K., Poseidonios, Mnch., 1921; Heinemann I., Poseidoniosmetaphysische Schriften, 2 Aufl., Bd. 1—2, Breslau, 1968.
А. Ф. Лосев.

Советская историческая энциклопедия:

(Poseidonos) (ок. 135 — ок. 51 до н.э.) — др.-греч. философ-стоик, историк. Ему принадлежит "История" в 52 кн., являющаяся продолжением труда Полибия (в ней изложены события от 146 до 80-х гг. 1 в. до н.э.). П. считал, что Рим. республика 2-1 вв. до н.э., "объединившая", по его мнению, многие народы, была отражением божественного гос-ва — космоса, политич. служение к-рому — религиозный долг философа. "История" П. содержала обширный географич. и этнографич. мат-л. П. был выдающимся философом, добился замечательных для своего времени успехов в географии, космологии и геометрии, занимался этикой, риторикой, поэтикой и т.п. От "Истории" П. сохранились лишь фрагменты, собранные в изд. F. Jacoby, Die Fragmente der griechischen Historiker, Tl 2, (H.) A, В., 1926, No. 87 (перепечатка, Leiden, 1961).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru