Определение слова «ОМОЛЬ»

Большая советская энциклопедия:

Омоль
(Homolle)
Теофиль (19.12.1848, Париж, — 13.6.1925, там же), французский археолог. Директор Французской археологической школы в Афинах (1890—1904 и 1912—13), Лувра (1904—11), Национальные библиотеки в Париже (1913—23). В 1877—80, 1885—88 вёл раскопки на о. Делос, где были открыты остатки храма Аполлона и др. культовых зданий, много древних скульптур и надписей; в 1892—1903 — в Дельфах (См. Дельфы) (результаты опубликованы в издании «Les fouilles de Delphes», v. 1—5, 1907—55). О. — автор многих эпиграфич. публикаций и исследований, напечатанных преимущественно в «Bulletin de correspondence hellenique».

Советская историческая энциклопедия:

(Homolle), Теофиль (19.XII.1848 — 13.VI.1925) — франц. археолог. Директор Франц. археол. школы в Афинах. Чл. Академии надписей (с 1890) и Академии искусств (с 1904). Руководил раскопками на о. Делос (1877-80, 1885-88), где были открыты остатки храма Аполлона и др. культовых зданий, большое количество древних скульптур и надписей. В 1892-1903 производил раскопки в Дельфах, результаты к-рых были опубликованы в издании: Les fouilles de Delphes, v. 1-5, P., 1902-55. О. — автор большого количества эпиграфич. публикаций и исследований, напечатанных преим. в "Bulletin de correspondence hllnique".

Мифологическая энциклопедия:

Куль, в коми мифологии творец зла. О. противостоит своему брату-демиургу Ену, создавая злых духов, и т. п. По некоторым вариантам мифа, О. и Ен в облике лягушек обитают в первозданном болоте; О. зряч и хитер, Ен слеп и глуп. Из крови О. возникают животные и женщина, ставшая его женой. После неудачной попытки похитить жену О. Ен решил отгородиться от О. и создал небо, где поселился со своими голубями. Но голубей погубили вороны О., лишь один вернулся с тиной в клюве, и когда ворон попытался вырвать тину, Ен придушил его. Из тины возникла земля: вода, пролившаяся из глотки ворона, стала морями и океанами. О. же проник на небо, когда там не было Ена, и разжег пламя у входа. Однако жена О. дала Ену шелковый лоскут, и тот, сшив рукавицу, отбросил пламя к небесному жилищу О., так что О. упал на землю со своими тварями, оглохнув от падения. Женщина осталась на небе, родив Ену близнецов — богов Иому и Войпеля. О. уговорил женщину приоткрыть двери неба и, ворвавшись в дом Ена, сбросил жену и детей бога на землю. Сам же, взяв волшебную рукавицу, полез на дерево за солнцем, от которого оторвал половину. Однако О. зацепился за сук и, будучи проклят Еном, выпустил половину солнца, так что та соединилась с другой половиной, но оставил на солнце пятна — следы пальцев. Затем О. упал на землю с обломавшимся суком, который превратился в хвост. Скучающий в одиночестве Ен спустился на землю, где застал сына Войпеля за лепкой горшков. Ену удалось заманить в горшки О. и орду его злых духов. Ен поместил горшки в преисподнюю: гул и землетрясения происходят от попыток О. вырваться на волю. Он должен освободиться и вступить в схватку с Еном. См. также КУЛЬ.Лит.: Фольклор народов коми, т. 1, [Архангельск], 1938, с. 39-42.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru