Определение слова «НЕСТОРИАНСТВО»

Большой энциклопедический словарь:

НЕСТОРИАНСТВО — течение в христианстве, основано в Византии Несторием, константинопольским патриархом в 428-431, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу. Осуждено как ересь на Эфесском соборе 431. Пользовалось значительным влиянием вплоть до 13 в. в Иране и от Ср. Азии до Китая. Несториане ныне имеются в Иране, Ираке, Сирии.

Большая советская энциклопедия:

Несторианство
Течение в христианстве, возникшее в Византии в 5 в. ОсновательНесторий, патриарх Константинополя в 428—31 [до этого был священником в Антиохии (Сирия)]. В Н., сохранявшем элементы античного рационализма, предметом критики являлось мистическое христианское понятие «богочеловека». Согласно Несторию, дева Мария родила человека, который впоследствии, преодолев человеческую слабость, возвысился до сына божьего (мессии (См. Мессия)); в Христе человеческое и божественное начала пребывают лишь в относительном соединении, никогда полностью не сливаясь (в то время как ортодоксальное вероучение подчёркивало единство человеческого и божественного). Социальную опору Н. составляли главным образом круги, ещё поддерживавшие античные традиции. Особенно велико было влияние Нестория в Сирии. Основным противником Н. был александрийский епископ Кирилл, опиравшийся на монашество и сельское население Египта, Палестины, Малой Азии. На Эфесском соборе 431 Н. было осуждено как ересь; Несторий отправлен в ссылку. Несториане бежали главным образом в Иран (где конституировалась несторианская церковь, процветавшая до середины 7 в.), в Среднюю Азию, а затем в Китай.
Несториане имеются в Иране, Ираке, Сирии, Индии (на Малабарском берегу). С начала 20 в., когда были опубликованы сочинения Нестория, ранее известные лишь в изложении его противников, в зап. богословии появилась тенденция доказывать, что вероучение Н. не отклоняется от ортодоксального.
А. П. Каждан.

Советская историческая энциклопедия:

Религ.-политич. течение в Византии в 5 в. Основатель — константинопольский епископ Несторий (ум. ок. 451). Н., подобно арианству, расходилось с ортодоксальной христ. церковью в трактовке соотношения божеств. и человеч. природы в Христе, критикуя мистич. учение церкви о "богочеловеке". Согласно Н., Иисус — человек, к-рый через наитие св. духа стал мессией (Христом). Социальная опора Н. — гор. круги, еще сохранявшие традиции антич. рационализма. Осн. противником Н. был Кирилл Александрийский, опиравшийся на монашество глухих р-нов Египта, Палестины и М. Азии. Н. отстаивало союз церкви с императорской властью, что вызвало враждебное отношение рим. папы и влиятельных епископов Востока. На Эфесском соборе 431 Н. было объявлено ересью, Несторий отправлен в ссылку. Гонимые в Византии несториане расселились гл. обр. в Иране, Ср. Азии, затем часть их переселилась в Китай.
=====
Лит.: Loofs F., Nestorius and his place in the history of christian doctrine, Camb., 1914; Anastos M. V., Nestorius was orthodox, "Dumbarton Oaks Papers", Wash., 1962, No 16; Abramowski L., Untersuchungen zum "Liber Heraclidis" des Nestorius, Louvain, 1963.
=====
A. П. Каждан. Москва.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
несторианство, -а

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru