Определение слова «ЛИТТРЕ»

Большая советская энциклопедия:

Литтре
(Littr)
Эмиль (1.2.1801, Париж, — 2.6.1881, там же), французский философ и филолог, представитель Позитивизма, член Французской академии (1871), сенатор (с 1875). Ученик и последователь О. Конта, дополнил его учение о трёх стадиях развития человечества понятием четвёртой стадии — техники. Л. не разделял позднейшей эволюции Конта в направлении религиозного мистицизма. Вместе с Г. Н. Вырубовым основал и издавал журнал «La philosophie positive» (т. 1—26, 1867—81); перевёл на французский язык сочинения Гиппократа и Плиния. Автор «Истории французского языка» (т. 1—2, 1863) и «Словаря французского языка» (т. 1—4, 1863—72; т. 1—7, 1958), который сохранил своё значение.
Соч.: De la philosophie positive, P., 1845; Paroles de philosophie positive, 2 d., P., 1863; Auguste Comte et la philosophie positive, 3 d., P., 1873; в рус. пер. — Конт и Милль, в кн.: Тэн И., Об уме и познании, т. 2, СПБ, 1872; Несколько слов по поводу положительной философии, Берлин, 1865.
Лит.: Каро Э. М., Э. Литтре и позитивизм, пер. с франц., [М.], 1884; Aquarone S. R. A., The life and works of E. Littr, Leyden, 1958.

Орфографический словарь Лопатина:

орф. доб.
Литтре, нескл., м. и неизм. (фамилия)

Новая философская энциклопедия:

ЛИТТРЕ (Littr) Максимилиан-Поль-Эмиль (1 февраля 1801, Париж – 2 июня 1881, Париж) – французский философ, врач, писатель, филолог, политический деятель. Член Французской академии (1871), член Академии изящной словесности (1839), член Французской медицинской академии (1858). С 1871 – член Национального собрания Франции, с 1875 – пожизненный сенатор.
Творческая деятельность Литтре многогранна. После блестящего окончания Лицея Людовика Великого он работает в больницах Парижа в качестве практикующего врача. Автор «Медицинского словаря», работы «Медицина и медики» (1872) и полного перевода трудов Гиппократа (в 10 т., 1839–61). Одновременно изучает древние языки, в т.ч. восточные, пишет «Историю французского языка» (в 2 т., 1863) и составляет «Словарь французского языка» (т. 1–2, 1863–69).
В 1852 знакомится с О.Контом [КОНТ]и увлекается его доктриной, выступает в качестве основателя журнала позитивной философии «Revue de philosophie positive» (1867–81). Он разделяет основные положения контовского позитивизма, считая, что «позитивным наукам не известно ни одно свойство вне материи, и не только потому, что у нас a priori есть предустановленная идея о том, что не существует никакой независимой духовной субстанции, но потому, что a posteriori мы никогда не встречали гравитацию без тела, имеющего вес, электричества – без электрического тела, сходства без комбинации субстанций, жизни, чувственности, мысли – вне живого существа, чувствующего и мыслящего» (Fragments de philosophie positive et de sociologie contemporaine. P., 1876).
Вслед за Контом Литтре признает существование трех фаз исторического развития человеческого духа (теологической, метафизической и позитивной), но в отличие от Контовской в его концепции преобладает идея эволюции с постепенным и стадиальным развитием, тогда как у Конта существует разрыв при переходе от одной стадии к другой (анализу отличий своей концепции от Контовской Литтре посвятил работу «Огюст Конт и позитивная философия» – Auguste Comte et la philosophie positive, 1863). Литтре не разделял религиозно-политических мечтаний Конта, характерных для позднего периода его творчества (после 1845), что явилось причиной их разрыва. В работах по политическим проблемам («Применение позитивной философии к управлению обществ и, в частности, к нынешнему кризису», 1849 и др.) Литтре отстаивал антиклерикальные и либерально-демократические взгляды.
Сочинения:
1. La science au point de vue philosophique. P., 1873;
2. cole de la philosophie positive. P., 1876.
Литература:
1. Caro E. Littr et le positivisme. P., 1883.
M.M.Федорова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru