Определение слова «КОТАРБИНЬСКИЙ»

Большой энциклопедический словарь:

КОТАРБИНЬСКИЙ (Kotarbinski) Тадеуш (1886-1981) — польский философ и логик, президент Польской АН (1957-62) — иностранный член АН СССР (1958). Принадлежал к львовско-варшавской школе. Создатель праксеологии (логической теории действия). Труды по теории познания, методологии науки, этике.

Большая советская энциклопедия:

Котарбиньский
(Kotarbiski)
Тадеуш (р. 31.3.1886, Варшава), польский философ и логик. Президент (1957—62) Польской АН. Окончил Львовский университет (1912). В 1919—61 профессор (с 1951 заведующий кафедрой логики) Варшавского университета (в период немецко-фашистской оккупации преподавал в подпольном университете); принадлежал к львовско-варшавской школе в логике. В 1945—49 ректор университета в Лодзи. С 1927 председатель Польского философского общества. Автор многих работ по теории познания, логике, методологии науки, этике, праксиологии — развитой К. логической теории действия. Работы К. сыграли большую роль в распространении логико-философского знания в Польше. Иностранный член АН СССР (1958).
Соч.: Elementy teorji pozania, logiki formalnej i metodologji nauk, 2 wyd., Wrocaw, 1961; Z zagadnien ogolnej teorii waiki, Warsz., 1938; T raktatodobrej robocie, [2wyd.]. Wrocaw—Warsz., 1958; Sprawno i band, 3 wyd., Warsz., 1960; Wybor pism, t. 1—2, Warsz., 1957—58; в рус. пер. — Избр. произв., М., 1963.
Лит.: Греневский Г., Кибернетика без математики, М., 1964, гл. 5; Jaworski М., Tadeusz Kotarbiski, Warsz., 1971.

Т. Котарбиньский.

Новейший философский словарь:

КОТАРБИНЬСКИЙ (Kotarbinski) Тадеуш (1886-1981) — польский философ и логик, создатель праксеологии. Учился в Краковском университете, Высшем политичесом училище Дармштадта, с 1907 по 1912 — во Львовском университете у К. Твардовского. Учительствовал в гимназиях Варшавы, с 1919 — экстраординарный, а с 1929 — ординарный профессор Варшавского университета (с перерывами до 1961). С 1927 — руководитель Польского философского общества. В войну преподавал на подпольных курсах, организованных в Варшаве и Радоме. В 1944 в Варшаве погибла часть его архива и работ (в частности, первый вариант «Праксеоло-гии»). С 1946 по 1949 — ректор университета в Лодзи, с 1951 — заведующий кафедрой логики в Варшавском университете. Член Польской АН с 1951, в 1957-1962 ее президент. Иностранный член АН СССР (с 1958). Основные работы: «Практические оценки» (1913); «Утилитаризм в этике Милля и Спенсера» (1915); «Элементы теории познания, формальной логики и методологии науки» (1929); «Из проблем общей теории борьбы» (1938); «Трактат о хорошей работе» (1955); «Точность и ошибка» (1956); «Лекции по истории логики» (1957); «Избранные письма» (т. 1-2, 1957-1958) и др. К. — один из основных представителей Львовско-Вар-шавской школы аналитической философии. Признавал, в частности, влияние на себя номиналистической концепции другого крупного представителя школы Ст. Лесьневского (1886-1939). Свою философию обозначил трояко: как «ре-изм» (лат. res — вещь), как «конкретизм» (лат. concretio — материя, вещество), как «пансоматизм» (греч. coma — тело и pan — все), что оттеняло разные ее аспекты. В конце жизни чаще пользовался термином «пансоматизм», отличая его от «материализма». Много занимался проблемами логики (логической семантикой, теорией вывода, историей логики), однако свою заслугу видел прежде всего в разработке, наряду с концепцией реизма, «независимой этики» (независимой в двояком смысле слова — от религии и от собственных философских построений), исходящей из принципа «минимизации зла» в жизни, и предписывающей индивиду поступать в соответствии с «голосом совести», и «праксеологии» как общей теории организации деятельности. Последняя принесла К. поистине мировую известность. В своей философской концепции исходил из номиналистической посылки о существовании только вещей и введенных человеком для их обозначения знаков описывающего вещи языка. Под вещью понимал любой предмет, обладающий пространственно-временными характеристиками и способный, следовательно, воздействовать на другие вещи. Исходя из принципа «радикального реализма» отрицал существование имманентных образов сознания, последние не суть вещи, так как идеальность не позволяет иметь предметность, быть «физическим нечто». На тех же основаниях отрицается существование свойств, отношений, «положений вещей» (»фактов»), событий (»актов») в силу их вневременности и (или) внепространственности, т.е. неспособности быть вещами (телами). В духе общей установки и аргументации (»в силу противоречивости») номинализма отрицается существование общих предметов. Существуют только вещи (»реизм»), точнее бесконечное множество тел (»конкретизм»), одним из типов тел (способных мыслить) являются субъекты (»пансоматизм»). Соответственно наука может иметь своим предметом только вещи, а гуманитарная наука — человека и связанные с ним вещи (произведения, изделия и т.д.). О гневе, умственном развитии, усталости и т.д. как предметах изучения психологии, например, можно говорить лишь при условии, что смысл подобных утверждений имеет лишь вторичный, замещающий, переносный характер. Ведь реально существует только индивид, что-то переживающий, а сверх этого, наряду с ним или кроме него нет никакого другого объекта. Мы принципиально способны отобразить вещи непосредственно или через знаки. «И если мы наблюдаем внимательно и при благоприятных условиях, если мы, кроме того, правильно понимаем знаки, мы верно отображаем действительность и вещи открываются нам такими, какими они являются в действительности; мы мыслим истинно, мы познаем действительность и суждения, которые мы как таковые высказываем, являются истинными». Однако, для этого процесс познания должен быть рационализирован на основе реконструкции языка науки, освобождения его от неоднозначных понятий, т.е. «языковых гипостаз». Фактически, «реизм» — это программа «проверки возможности оперирования изъявительными предлоржения-ми». Отсюда его постулаты: каждому имени (термину) должна соответствовать реальная вещь; общие имена, а также названия свойств, отношений, положений вещей (»факты») и событий (»актов») должны рассматриваться как метафоры или сокращения, которые в языке науки должны быть элиминированы. Последний постулат в поздних работах К. ослаблен: за этими названиями признан вторичный, замещающий, переносный характер. Однако, в любом случае наука должна избегать «нелегально записанных» пустых знаков. В силу принципиальной противоречивости номиналистической установки К. многократно на протяжении жизни менял, удерживая суть концепции, аргументацию и постоянно колебался между логико-семантической и онтологической версиями «реизма» (сам он насчитывал восемь таких «поворотов» — стадий становления концепции). К тому же под воздействием марксизма К. (во второй период своего творчества) стал определять реизм как материализм, освобожденный от языковых гипостаз. см. также: УНИВЕРСАЛИИ, НОМИНАЛИЗМ.

Новая философская энциклопедия:

КОТАРБИНЬСКИЙ (Kotarbiski) Тадеуш (3 марта 1886, Варшава – 3 октября 1981, Варшава) – польский логик и философ, один из главных представителей Львовско-Варшавской школы». Закончил Львовский университет, где учился у К.Твардовского. Профессор Варшавского университета (1919–60), ректор Лодзинского университета (1945–49), президент Международного Института философии (1960–63), президент Польской АН (1957–63). Котарбиньский был близок номиналистическому материализму, сочетавшемуся с рационалистической теорией познания и аналитическим стилем, акцентирующим логическую реконструкцию языка философии и науки как условие освобождения от смутных и неоднозначных понятий. В 20-х гг. он сформулировал программу «реизма» или «конкретизма» (от лат. res – вещь, concreto – материя, вещество). Эта программа постулировала реальность существования только телесных объектов (вещей) и отвергала реальность существования свойств и отношений помимо вещей; значением имени является вещь, а общие имена, названия свойств и отношений должны рассматриваться как метафоры или сокращения, в принципе элиминируемые из языка науки. Вещь – любой предмет с пространственно-временными характеристиками. «Реизм» отвергает психофизический параллелизм и трактует психические процессы как деятельность организмов и состояния нервной системы. Номиналистическая программа «реизма» встретилась с принципиальными затруднениями: невозможностью «реистического» обоснования объективности познания, адекватности субъективных состояний познаваемым предметам; метафизическим разрывом между вещами, с одной стороны, и их свойствами и отношениями – с другой. В методологическом плане трудность состояла в интерпретации теоретических («ненаблюдаемых») терминов: «реизм» должен был видеть в этих терминах «псевдоимена», но в то же время теоретические термины неустранимо существенны для развития научного познания. Номиналистическая трактовка логики и математики сталкивается с непреодолимыми препятствиями при «переводе» классических понятий (классы классов, кардинальные числа и пр.) в язык первопорядкового исчисления предикатов. В более поздних работах он признал объективность свойств и отношений, настаивая, однако, на вторичном, производном характере их существования.
Аналитический стиль мышления был перенесен Котарбиньским в сферу теоретической этики и понимания практической деятельности. Он сформулировал программу праксеологии как общей теории рациональной деятельности, привлекшую внимание логиков, экономистов, психологов, кибернетиков. Развитие этой программы должно было привести к общим решениям проблем организации и управления, которые можно было бы применить в различных конкретных сферах человеческой деятельности: в экономике, политике, производстве и др. Методологию науки он рассматривал как раздел праксеологии: общая методология рассматривает способы и методы успешной научной деятельности как таковой, конкретные методологии относятся к специальным научным областям: физике, математике, истории и т.п. Котарбиньский развивал концепцию «независимой этики», для обоснования положений которой нет необходимости обращаться к каким-либо источникам помимо оценок, вырабатываемых в межчеловеческих отношениях. Этические нормы не зависят от учений о бессмертии души или о взаимоотношениях духа и материи. Основным принципом «независимой этики» является «практический реализм»: человек должен стремиться к уменьшению зла в жизни всех существ, на судьбы которых он может оказать влияние. Совесть человека в первую очередь зовет его к действию, направленному не на увеличение практической пользы, а на устранение несчастий. Высшие нравственные качества человека: отвага, добросердечие, стойкость в труде и борьбе, внутренняя дисциплина, справедливость. Принцип «минимизации зла» допускал различные прочтения: индивидуалистическое самоусовершенствование, непротивление злу насилием, активное сопротивление злу, включая борьбу за социальное равенство и справедливость. Поэтому его применение в жизни всегда должно быть конкретно ориентировано общей гуманистической установкой.
Сочинения:
1. Utylitarysm w etyce Milla i Spensera. Krakw, 1915;
2. Wybr pism, т. 1–2. Warsz., 1957–58;
3. Elementy teorji poznania, logiki formalnej i metodologii nauk 2. Wroclaw, 1961;
4. Leons sur l’histoire de la logique. P., 1964, в рус. пер.: Развитие праксеологии. – «Польское обозрение», 1962, № 12–13;
5. Избр. произведения. М., 1963; Трактат о хорошей работе. М., 1975.
Литература:
1. Нарский И.С., Берников М.И. Номиналистический материализм Т.Котарбиньского и С.Лесневского. – «Философские науки», 1972, № 4;
2. Берников M.H. Методологический анализ кризиса философского идеализма. На материалах польской философии конца 19 – 1-й трети 20 в. К., 1978.
В.Н.Порус

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru