Определение слова «КОНДОРСЕ»

Советская историческая энциклопедия:

(Condorcet), Жан Антуан де (17.IX.1743 — 7.IV.1794) — франц. философ-просветитель, математик, социолог и политич. деятель. В 1788-91 — один из руководителей филантропич. "Об-ва друзей чернокожих". В период франц. бурж. революции кон. 18 в. был пред. Законодат. собрания (окт. 1781 — авг. 1792) и вице-пред. Конвента (сент. 1792 — май 1793), примыкал к жирондистам. В 1793, в период якобинской диктатуры, был заочно приговорен к смертной казни. Вскоре после ареста (апр. 1794) покончил жизнь самоубийством.
=====
В лит. наследии К. особое место занимает его "Эскиз ист. картины прогресса человеческого разума" (1794, рус. пер. 1936), в к-ром К. делает попытку установить закономерности развития истории, ее осн. этапы, движущие силы ист. процесса. Находясь под влиянием фи-лос. взглядов Ж. Ж. Руссо, А. Р. Тюрго и Г. Рейналя и продолжая традиции ист. концепции Вольтера, К. отказывается сводить ист. процесс лишь к деяниям королей, законодателей, религ. реформаторов и уделяет большое внимание культуре и нравам народа. К. явился одним из основоположников идеи ист. прогресса; он отстаивал восходящее развитие человечества, обосновывая безграничность этого развития. Оставаясь, однако, на позициях идеалистич. понимания истории, К., естественно, не мог научно обосновать необходимость и истинный характер обществ. прогресса. Неисчерпаемые возможности восходящего развития истории К. объяснял с позиций идеализма безграничной возможностью развития человеческого разума как демиурга истории. Руководствуясь таким пониманием вопроса, он обусловливал ист. эпохи этапами развития человеческого разума, подчеркивая при этом также значение хоз. и политич. факторов в обществ. развитии. В экономич. вопросах разделял взгляды физиократов. К. — сторонник теории естеств. права. Он использовал эту теорию для отрицания правомерности феод. общества и обоснования необходимости, разумности и вечности бурж. строя. Характерно, что эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистич. собственности, рассматривалась К. как высшая эпоха в истории человечества. Говоря о будущем прогрессе человечества, К. мыслил этот прогресс лишь в границах бурж. правопорядка.
=====
Как идеолог восходящего обществ. класса, К. отстаивал целую систему передовых идей: равенство людей перед законом, демократич. права и свободы, гуманное уголовное законодательство, равные права на получение образования и т. д. К. гневно осуждал колониальный разбой, "...который развращает и опустошает Африку..." ("Эскиз...", с. 224), рассматривал войну "...как наиболее гибельный бич, как величайшее преступление" (там же, с. 248).
=====
Идеи К. сыграли значит. роль в критике теологич. объяснения истории, провиденциализма и в особенности в развитии просветительской концепции ист. процесса.
=====
Соч.: Oeuvres, t. 1-12, P., 1847-49.
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 530-31; Alengry Г., Condorcet. Guide de la rvolution franaise, thoricien du droit constitutionnel et prcurseur de la science sociale..., P., 1904; Gahen L., Condorcet et la rvolution franaise, P., 1904; Buisson F., Condorcet, P., 1929; Franzer J. G., Condorcet on the progress of the human mind, Oxf., 1933.
=====
X. H. Момджян. Москва.

Новейший философский словарь:

КОНДОРСЕ (Condorcet) Мари Жан Антуан, маркиз де (1743-1794) — французский мыслитель, философ-просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук (с 1785). Депутат Законодательного собрания (1791). Заочно приговорен к смертной казни режимом Робеспьера. После ареста умер в тюрьме (по некоторым сведениям покончил с собой). Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. Главное сочинение — «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1795). Обосновывал гипотезу о прогрессе в истории, видя его в преодолении предрассудков и суеверий благодаря развитию человеческого разума (знания, науки, просвещения). Прогресс разума, по К., предполагает единство истины, счастья и добродетели (свободы и естественных прав человека). Прогресс закономерен, подчинен общим законам развития, которые фактически являются законами развития человеческих способностей. В конечном итоге прогрессом становится сам прогресс как безграничность совершенствования. К. стремился реконструировать закономерности исторического процесса, его основные этапы и движущие силы. Выделил десять этапов — эпох прогресса человеческого разума. Последняя эпоха, согласно К., открывается французской революцией и будет характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека. Согласно К., человек является чувствительным существом, способным к рассуждению и овладению моральными идеями; люди не должны делиться на правителей и поданных. Отсюда К. считал правомерным выводить основные права человека. К. стремился обосновать первобытную доброту и неограниченную способность человека и человечества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать собственному разуму. К. высоко ценил философское миропонимание Локка: по мнению К., Локк первым обозначил границы человеческого познания и «этим методом скоро стали пользоваться все философы, и, именно применяя его к морали, политике, общественной экономии, они получили возможность следовать в области этих наук путем почти столь же верным, как в области естественных наук». По утверждению Рассела, К. предварил многие постулаты учения Мальтуса, соединяя эти идеи с уверенностью в необходимости контроля над рождаемостью. К. был уверен, что общественное зло в мире может быть преодолено посредством экспансии идей Французской революции.

Новая философская энциклопедия:

КОНДОРСЕ (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола де (17 сентября 1743, Рибелон – 7 апреля 1794, тюрьма Бур-ла-Рен) – французский философ-просветитель, ученый и политический деятель, маркиз. В 26 лет был избран членом Французской академии наук за математическую работу, посвященную интегральному исчислению. В 1773 получил премию Берлинской академии наук за историю комет и в том же году был избран секретарем Французской академии за биографии выдающихся ученых своего времени (написал около пятидесяти биографий членов академии, в т. ч. биографии Тюрго и Вольтера, которых он знал лично). Сотрудничал в «Энциклопедии», был другом Д’Аламбера. В философии – сторонник деизма и сенсуализма, в экономике Кондорсе разделял взгляды физиократов.
Под влиянием Тюрго Кондорсе занялся политическими науками; отстаивал право человека на свободное распоряжение плодами своего труда и свободное развитие личности, выступал за всеобщее политическое равенство. Главным инструментом проведения реформ считал парламент. После бегства Людовика XVI в Версаль основал газету «Республиканец, или Защитник представительного правительства». В 1790 заседал в Парижском муниципалитете, в конце 1791 стал президентом Законодательного собрания. Работал в комиссии из 9 человек над жирондистским проектом новой республиканской конституции. Когда Конвент отверг эту конституцию и принял якобинский проект де Сешеля, Кондорсе опубликовал послание к народу, за что был объявлен Конвентом вне закона; Робеспьер обвинил Кондорсе в национальной измене. Опасаясь ареста, он был вынужден скрываться у вдовы скульптора Берне, где и написал свой главный труд – «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (Esquisse d’un tableau historique des progrs de l’esprit humain, 1795, рус. пер. 1909). Закончив его, Кондорсе покинул свое убежище, три дня бродил в окрестностях Парижа, был арестован в деревне Кламар и препровожден в тюрьму, где принял яд, чтобы избежать гильотины.
«Эскиз...» проникнут пафосом безграничного совершенствования знаний и способностей человека. Конечная цель его – «...показать, что не было намечено никакого предела в развитии человеческих способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична, что успехи в этом совершенствовании... имеют своей границей только длительность существования нашей планеты...» (Эскиз... М., 1936, с. 15). В отличие от Руссо Кондорсе считал переход от первобытнообщинного строя к цивилизации не вырождением человечества, а его движением к совершенству; знания не только никогда не развращали людей, но, напротив, способствовали исправлению или смягчению нравов. Смысл человеческой жизни – в максимально свободном применении своих способностей, распоряжении богатством и удовлетворении потребностей. Помехи на пути к этому – невежество, предрассудки, религия, деспотизм. Для реализации «естественных прав» человека нужно покончить с сословными ограничениями и предрассудками. Разделив всю историю человечества на 10 этапов, 9-м этапом Кондорсе считал современное ему общество, а 10-м – грядущее «царство разума». Цель «социального искусства» – уничтожение кажущейся противоположности между интересом каждого и интересом всех; с помощью системы образования необходимо формировать интерес к общественному благу и добиваться того, чтобы все граждане стали искренними «друзьями закона».
Требуя уничтожения неравенства между нациями и между группами одной и той же нации, Кондорсе отвергал, однако, принцип всеобщей уравнительности: «Различия между правами, которые закон признает за гражданами, и правами, которыми они действительно пользуются, обусловлены тремя главными причинами: неравенством богатства, правом наследства и неравенством образования... Все эти три неравенства должны постоянно уменьшаться, не исчезая, однако, окончательно, ибо причины, их порождающие, естественны и необходимы. Поэтому, пытаясь уничтожить эти причины, мы не только нанесем по правам людей самый гибельный удар, но породим еще более обильные источники неравенства» (там же, с. 216). Кондорсе оказал заметное влияние на последующее развитие демократической социально-философской мысли.
Сочинения:
1.  Oeuvres, t. 1–12. P., 1847–49.
Литература:
1.  Литвинова .. Кондорсе и его жизнь. СПб., 1894.
О.В.Суворов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru