Определение слова «ЮМ»

Большой энциклопедический словарь:

ЮМ (Hume) Аллан Октавиан (1829-1912) — англичанин, участник индийского национального движения, один из основателей и руководителей Индийского национального конгресса.

Толковый словарь Даля:

ЮМ м. более мн. юмы, груды, ряды обжигаемого кирпича.

Советская историческая энциклопедия:

1.
(Hume), Аллан Октавиан (6.VI.1829 — 31.VII.1912) — деятель инд. нац. движения. Крупный чиновник англ. колон. администрации в Индии. Орнитолог. Служил в колон. аппарате Индии с 1849. В 1882 вышел в отставку. Принял активное участие в создании Индийского национального конгресса (ИНК), в первые годы существования ИНК был одним из его руководителей. Стремился удержать деятельность ИНК в рамках лояльной оппозиции колониальному режиму. В 1894 вернулся в Англию, но продолжал сохранять связи с ИНК, считался его почетным секретарем.
=====
Л. И. Юревич. Москва.
2.
(Hume), Дэвид (26.IV.1711 — 25.VIII.1776) — англ. философ, историк, экономист; один из крупнейших представителей англ. Просвещения. По происхождению шотландец. Род. в Эдинбурге в семье небогатого сквайра. Учился в Эдинбургском ун-те. В 1734-37 жил во Франции. В 1752-57 занимал должность библиотекаря в Эдинбургском об-ве юристов. В 1763-66 — на дипломатической службе в Париже; сблизился с кружком франц. энциклопедистов. В 1767-68 Ю. — пом. гос. секретаря. В 1769, выйдя в отставку, стал секретарем созданного в Эдинбурге Философского общества, объединявшего видных деятелей шотландской культуры и науки (экономист А. Смит, философ А. Фергюсон и др.).
=====
Уже в первом, наиболее крупном произведении Ю. — "Трактате о человеческой природе" ("A treatise of human nature...", v. 1-2, L., 1738-40) — были сформулированы его осн. филос. идеи. Определяющая черта философии Ю. — скептицизм и агностицизм субъективно-идеалистич. толка. Отрицая познаваемость мира, Ю. считал невозможным доказать существование причинности в природе, хотя и признавал причинность в области психич. процессов. Именно внутр., психологич. миром человека он ограничивал сферу опытного знания.
=====
Большую популярность у современников принесли Ю. его "Эссе" на морально-филос. и экономич. темы, впервые опубл. в 40-50-х гг. 18 в. (последнее, 10-е авторизов. издание ("Essays moral, political and literary") вышло посмертно в 1777). В экономич. очерках Ю. выступает как критик меркантилизма и поборник свободной торговли, к-рая, по его мнению, является важным двигателем экономич. благосостояния гос-ва. Экономич. очерки Ю. "...были прославлением быстро развивавшегося тогда в Англии капиталистического общества..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 250). В области социально-политич. воззрений Ю. — идеолог клас. компромисса буржуазии и зем. аристократии, убежденный сторонник конституц. монархии, способной обеспечить интересы этих классов.
=====
Большую роль в развитии идей европ. Просвещения сыграла юмовская критика религии. Отказавшись от взгляда на религию как на результат деятельности обманщиков, Ю. сумел вскрыть нек-рые объективные, гл. обр. психологические, корни религ. представлений (страх и т. п.), а также наметил нек-рые ист. этапы развития религ. сознания. Вместе с тем эти наблюдения, а также разоблачения реакц. роли религии и церкви в жизни общества и фактич. отрицание существования бога сочетаются у Ю. с признанием за религией (в некоей абстрактной "естеств." форме) права на существование в качестве средства стабилизации существующих обществ. порядков.
=====
Осн. историч. произведение Ю. "История Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688" ("The history of England from the invasion of Julius Caesar to the revolution in 1688", v. 1-8, L., 1754-78) — одно из первых систематич. изложений политич. истории Англии. Ю. интересуют прежде всего проблемы внеш. политики, деятельность государей и министров, войны и дипломатия. Нек-рое внимание он уделяет также вопросам культуры, истории нравов и обычаев, полностью игнорируя проблемы экономики. Движущей силой ист. процесса выступают у Ю. развитие идей и морали, а также деятельность отд. личностей. В духе ист. представлений просветителей Ю. рассматривает всю эпоху ср. веков как период варварства и произвола. Умеренный тори, он с симпатией рисует эпоху Тюдоров и особенно Стюартов (последние, по его мнению, лишь продолжали традиц. политику в духе тюдоровского абсолютизма и поэтому якобы не могут считаться виновниками революции). Не видя ни социально-экономич., ни политич. причин революции, Ю. вслед за Кларендоном сводит их к религ. фанатизму ("богословской ненависти") масс. Реставрацию Ю. считает благом, т. к. она якобы положила конец "периоду смуты и хаоса". В оценке переворота 1688-89 (т. н. Славная революция), установившего, по его мнению, лучшую в мире конституцию, Ю. вполне солидарен с вигами, хотя в др. случаях склонен преувеличивать степень их политич. радикализма. Материалы "Истории Англии" были использованы К. Марксом в "Хронологич. выписках" (см. Архив Маркса и Энгельса, т. VII, 1940).
=====
Соч.: The philosophical works, v. 1-4, L., 1890; Essays moral, political and literary, L., 1904; The letters, v. 1-2, Oxf., 1932; New letters, Oxf., 1954; В рус. пер. — Соч., т. 1-2, M., 1965.
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 1, 3, 13, 20, 21, 23, 25, ч. 1-2, 26, ч. 1-2, 29, 32-34 (см. Указат. имен); Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18 (см. Указат. имен); Косминский Е. A., Историография средних веков, М., 1963, с. 240-43; Нарский И. С., Философия Давида Юма, М., 1967; его же, Давид Юм, М., 1973 (лит.); Bongie L., David Hume, prophet of the counterrevolution, Oxf., 1965; Leroy A. L., La critique et la religion chez David Hume, P., 1953; Mossner E. C., The life of David Hume, Oxf., (1970).
=====
K. Н. Татаринова. Москва.

Новейший философский словарь:

ЮМ (Hume) Дэвид (1711-1776) — британский дипломат, историк, философ, публицист эпохи Просвещения. Сформулировал главные принципы новоевропейского агностицизма. Один из предтечей позитивизма. Основные философские сочинения: «Трактат о человеческой природе, или Попытка применить на опыте метод рассуждения к моральным предметам» (1739-1740), «Опыты» (»Эссе» — 1741), «Исследование о человеческом познании» (1748), «Исследование о принципах морали» (1752), «Диалоги о естественной религии» (опубликованы в 1779) и др. В центре философских размышлений Ю. находилась проблема человека. Полагая, что «все науки в большей или меньшей степени имеют отношение к человеческой природе», Ю. считал особо значимой разработку философской концепции человека. В качестве же первооснования последней, по Ю., призвана выступить теория познания. Человек, согласно Ю., — существо разумное, общественное, деятельное, а также в силу разнообразных потребностей склонное к «различным делам и занятиям» вкупе с увлечением наукой. Крайности в философских трактовках человека Ю. осуждал, ибо, по его мнению, «смешанный образ жизни» людей не дает этому достаточных посылок. Ю. стремился преодолеть как традиционно резкое (в духе рационализма) противопоставление опыта и разума, который якобы извне и post factum корригирует материал, предоставляемый органами чувств, так и крайний эмпиризм идеи бездуховного, эмоционально-непредрасположенного субъекта, пользующегося исключительно односторонне-чувственным самодостаточным опытом. Ю. не счел необходимым увязывать построение теории познания с исследованием проблемы способов возникновения ощущений людей, считая этот вопрос уделом «анатомов и естественников». Исходным пунктом собственной модели теории познания Ю. избрал понятие «впечатление». «Впечатления» у Ю. — готовые, имеющиеся в душе, «все наши более живые восприятия, когда мы слышим, видим, осязаем, любим, ненавидим, желаем, хотим». Для «впечатлений», — утверждал Ю., — «не существует отдельного имени ни в английском, ни в каком-либо другом... языке». Ю. развел «впечатления рефлексии» и «впечатления ощущения». Последние он элиминировал из своей теоретико-познавательной схемы: «Ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, и они никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами». Согласно Ю., мышление людей в состоянии лишь связывать, переставлять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом: ум снимает «копию» с первоначального впечатления и образует «идею» — «менее живое восприятие». Идеи сохраняются также и в случаях исчезновения породивших их восприятий. Идеи способны формировать последующие идеи и т.д. Опыт у Ю. оказывается сложной чувственно-рациональной структурой. (Вопрос о реальном существовании материальных объектов, источников наших впечатлений как теоретическую проблему Ю. не решал, хотя и не сомневался в их существовании в контексте обыденной практики). Так могут возникать любые идеи: рассудок человека, например, формулирует идею Бога, ставя человеческие качества мудрости и доброты вне всяких границ. Связывание идей возможно лишь как результат деятельности мышления и не зависит от наличия объективного аналога итога такого связывания. Причинно-следственные же связи между фактами открываются лишь посредством опыта. Основанием познания причинности выступает воспроизводящийся опыт того же рода как и обособившаяся привычка мыслить, существующая как закон причинности, неотъемлемо связанный с неким инстинктом причинности». По Ю., в основании соединения идей лежит мягкая, связующая, ассоциирующая сила (начало, качество): «каждый единичный объект, принадлежащий к какому-нибудь виду, постоянно бывает связан с некоторым единичным объектом, принадлежащим к другому виду», и «появление всякого нового единичного объекта того или другого вида, естественно, переносит мысль к его обычному спутнику». Ю. первым по-настоящему серьезно исследовал «причинность» как явление и понятие. По Ю., на основании только лишь примеров мы никогда не бываем в состоянии открыть необходимую связь между явлениями природы... То, что принято называть «причиной», — это не более чем присущая душе человека привычка наблюдать одно явление после другого и заключать из этого, что явление более позднее во времени зависит происхождением от более раннего. Осознание реального характера причинных связей Ю. именовал верой: «Разум никогда не может убедить нас в том, что существование одного объекта всегда заключает в себе существование другого; поэтому, когда мы переходим от впечатления одного объекта к идее другого или к вере в этот другой, то побуждает нас к этому не разум, а привычка, или принцип ассоциации». Согласно Ю., причинность выживает как принцип лишь в границах тех дисциплин, которые удается трансформировать в отрасль психологии (религиоведение, гражданская история и этика), ибо «все мнения и понятия о вещах, к которым мы привыкли с детства, пускают корни так глубоко, что весь наш разум и опыт не в силах искоренить их, причем влияние этой привычки не только приближается к влиянию постоянной и нераздельной связи причин и действий, но и во многих случаях превосходит его», при этом «...более половины мнений, преобладающих среди людей, обязаны своим происхождением воспитанию...». Высшая цель человеческого познания — интегрирование эмпирически установленных причин естественных явлений и подчинение многообразия особых следствий ограниченной совокупности общих конечных причин. Закон причинности приложим лишь к сфере опыта: переход от эмпирии к трансцендентному недопустим. Проблема существования сложной объективной структуры индивидуального опыта, которую сформулировал Ю., резуль-тировалась впоследствии в сопряженной концепции Канта. Рассуждения и выводы Ю. по этому вопросу стали теми достижениями философии, которые содействовали ее дальнейшей эволюции и генезису ее новых направлений. Человек у Ю. социален по своей собственной природе и постепенно эволюционирует, адаптируя разнообразные общественные добродетели. Выгода социального устройства жизни людей связана с сопутствующим процессом роста «силы, умения и безопасности». Частная собственность и справедливость, отнюдь не предполагающие социального равенства, — основы процветания общества в понимании Ю.: «Историки и здравый смысл могут просветить нас относительно того, что, какими бы благовидными ни казались идеи полного равенства, реально в сущности они неосуществимы. И если бы это было не так, то это было бы чрезвычайно пагубно для человеческого общества. Сделайте когда-либо имущество равным, и люди, будучи различными по мастерству, прилежанию и трудолюбию, немедленно разрушат это равенство. А если вы воспрепятствуете этим добродетелям, вы доведете общество для величайшей бедности и, вместо того, чтобы предупредить нужду и нищету, сделаете ее неизбежной для всего общества в целом». Религиозные постулаты, возникающие как результат психологической потребности чувства, не могут, по Ю., быть постигнуты, в них можно лишь верить: опыт принципиально невозможен относительно универсума, в качестве первопричины которого примысливается Бог, а, следовательно, связи первопричины и мира не допускают каких-либо содержательных и осмысленных реконструкций. Критика вслед за Беркли «духовной субстанции» переросла у Ю. в отрицание традиционной религии, противопоставление ей «естественной религии» и жесткую полемику с официальной церковью. Ю. придумал и ввел в научный оборот понятие «философская интоксикация», значимое в психотерапевтической диагностике.

Социологический словарь:

Дэвид Юм (1711-1776) — крупнейший английский философ, историк, экономист и публицист. Родился в шотландской дворянской семье, в Эдинбурге. Получил ирокое юридическое образование в Эдинбургском университете. Основные философские труды: "Трактат о человеческой природе" (1739-1740), "Исследование о человеческом познании" (1748), "Исследование о принципах морали" (1751), "Эссе" (1752), "Естественная история религии" (1757).
Работая библиотекарем Эдинбургского общества адвокатов, он подготовил восьмитомную "Историю Англии". Юм — последний из трех английских эмпиристов после Локка и Беркли. Он продолжал линию Локка в отношении сенсуализма и его главный труд по философии "Исследование о человеческом познании" посвящен проблематике познания. Сенсуалистически решая вопрос о природе наших знаний, Юм в вопросе источника наших знаний занимает позицию, отличную как от позиции Локка, так и от позиции Беркли. Согласно Юму, опытное познание состоит из восприятии, которые сходны с "идеями" Локка и Беркли.
Однако он не соглашается с Локком в том, что внешний мир — источник этих простых идей. В то же время он не соглашается также и с Беркли, считавшим, что "идеи" (т.е. ощущения) — это и есть сама реальность, мир, вещи. Юм утверждает, что мы не можем доказать существование внешнего мира как источника существования наших ощущений. Он полагал, что в процессе познания мы имеем дело лишь с содержанием наших ощущений, а не с их источником. Поэтому мы не можем доказать ни то, что мир объективно существует, ни то, что он не существует.Все восприятия Юм разделял на два вида: "впечатления" и "идеи". Впечатления бывают первичными и вторичными. Первичные — это впечатления внешнего опыта, вторичные — впечатления внутреннего опыта. Если к первым относятся ощущения, то ко вторым — желания, страсти и т.д.
Впечатления внешнего и внутреннего опыта порождают простые идеи, к которым относятся образы памяти и воображения.Идеи могут соединяться между собой и, таким образом, находиться в определенных отношениях. Юм насчитывает три типа таких отношений, или, как он называет, ассоциаций. Ассоциации Юм ассматривает настолько важным свойством, присущим человеческой природе, что называет их принципом.
Первый вид — это ассоциации по сходству. Например, портрет друга, который в данный момент отсутствует, способен породить в нас идею о нем в силу того, что этот портрет и образ друга имеют сходство. Но такого рода ассоциации часто приводят к ошибкам.Второй вид — это ассоциации по смежности в пространстве и времени. Например, впечатления и воспоминания в своем доме более живы, если находишься на более близком расстоянии от него, чем тогда, когда находишься на начительном удалении от него.
Третий тип — это ассоциации причинности, которые чаще всего встречаются в жизни.Ассоциации для Юма — один из видов отношений, которых он насчитывает овольно много, но из всех отношений причинные отношения -основные, и на них он сосредоточивает свое главное внимание. Учение о причинности — главный центр его гносеологии.
Юм задается следующими вопросами: имеют ли объективное существование причинные связи, почему люди считают причинные связи объективно уществующими, какое значение имеют причинные связи для науки.
Юм полагал, что нельзя доказать наличие в мире причинной связи, так как следствие не похоже на то, что называется причиной. Мы обычно заключаем о существовании причины следующим образом: сначала фиксируем пространственную смежность расположения двух событий и их регулярное чередование, а затем на основании этого заключаем о существовании причинной связи. В этом случае мы совершаем, по мнению Юма, логическую ошибку: после этого -значит, по причине этого (post hoc, ergo propter hoc). На основании такой ассоциации мы начинаем думать, что подобное следование событий является устойчивым и имеет тем самым причинную связь. У нас появляется вера в эту причинную связь.
Свой скептицизм Юм распространял в основном на философский анализ познания. В обыденной же жизни он признавал, что мы не сомневаемся в том, что камень упадет на землю, но здесь мы не руководствуемся философским мышлением, а ожидаем то, что происходило много раз до этого.
Юм отвергает понятие субстанции, полагая, что такое понятие не может существовать. Он рассматривает понятие субстанции как иллюзию. Иллюзия существования субстанции возникает потому, что, по мнению Юма, в нашем сознании одни и те же впечатления возвращаются после того, как они прерваны при восприятии.
Юм утверждал, что наши доказательства истинности христианской религии являются более слабыми, чем доказательства истинности наших чувств. Он не признает утверждения, что религия основывается на доводах разума или на том, что в ней очень нуждаются. Он писал:"Первоначальная религия человечества порождается главным образом тревожным страхом за будущее".
Вместо религиозной веры Юм выдвигает привычку обыденного сознания верить в установленный порядок, а также так называемую "естественную религию" — веру в сверхприродную причину, Юм отвергает доказательства существования Бога, которые основываются на несовершенстве человека или на целесообразном стройстве мира.
Юм исходит из признания неизменной человеческой природы. Человек, согласно Юму, сформировался как существо, которое склонно к ошибкам и аффектам, оно ало руководствуется разумом и строгими понятиями. В противовес сторонникам этического интеллектуализма Юм доказывает, что поведение человека не определяется одним лишь интеллектом, и указывает, что в моральной жизни человека большую роль играет чувственность. Юм отделяет разум от нравственности, при этом для него часто пропадает императивный характер моральных норм.
По мнению Юма, этику должны интересовать прежде всего мотивы поступков, свидетельствующие о психологических особенностях людей. Мотивы же наших поступков являются причинами их. Отсюда следует вывод, что свобода воли не существует. Исследуя мотивы человеческих действий, Юм приходит к утилитаризму. "Большинство людей охотно соглашаются с тем, что полезные качества добродетельны именно в силу своей полезности. Такой взгляд на дело столь естествен и так часто встречается, что лишь немногие задумываются над тем, признать ли его. Но если допустить его, необходимо следует признать и силу симпатии".
Вместе с тем утилитаризм Юма сочетался с его альтруизмом, так как он утверждал, что в межличностных отношениях господствует чувство симпатии, солидарности, благожелательности. Юм стоит на позициях отрицания общественного договора. Он утверждал, что общество развилось из семейных и родовых отношений на основе чувства симпатии. Потребности и стремления к достижению прибыли — движущая сила развития общества. С этими взглядами тесно связаны его воззрения по политической экономии. Он рассматривал прибыль в качестве одной из движущих сил развития производства. Его взгляды в области политической экономии оказали воздействие на формирование идей Адама Смита.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

"груда, ряд обожженных кирпичей" (Даль). Неясно.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru