Определение слова «Военно-Воздушные Силы»

Большой энциклопедический словарь:

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ (ВВС) — вид вооруженных сил. ВВС ряда крупных государств состоят из стратегической, тактической, военно-транспортной авиации и авиации ПВО. В США в ВВС входят также соединения межконтинентальных баллистических ракет и военно-космические средства.

Большая советская энциклопедия:

Военно-Воздушные Силы
(ВВС)
вид вооружённых сил государства, предназначенный для самостоятельных действий при решении оперативно-стратегических задач и для совместных действий с другими видами вооружённых сил. По своим боевым возможностям современные ВВС способны наносить поражение авиационным, ракетным, сухопутным и морским группировкам противника, разрушать важные военные объекты в его тылу, содействовать сухопутным войскам и ВМФ в проводимых ими операциях, вести воздушную разведку в интересах всех видов вооружённых сил, осуществлять транспортировку крупных воздушных десантов с их материальной частью, обеспечивать маневр войск и доставлять им материальные средства по воздуху. Основные свойства ВВС как вида вооружённых сил: высокая манёвренность, большой пространственный размах действий, способность быстро переносить усилия с одних направлений и объектов на другие, оказывать воздействие на глубокий тыл противника, наносить внезапные удары с воздуха для поражения крупных, малоразмерных, стационарных и подвижных объектов.
ВВС СССР состоят из 3 видов авиации: дальней (стратегической), фронтовой и военно-транспортной. Морская авиация и авиация ПВО входят соответственно в состав ВМФ и Войск ПВО страны. На вооружении ВВС находятся: бомбардировщики — дальние (стратегические), фронтовые; истребители-бомбардировщики (штурмовики), истребители; разведывательные самолёты (пилотируемые и беспилотные); военно-транспортные самолёты и вертолёты.
ВВС крупных капиталистических государств состоят из стратегической, тактической, военно-транспортной авиации и авиации ПВО. В США, кроме того, в ВВС входят соединения межконтинентальных баллистических ракет и военно-космические средства. ВМС США, Великобритании, Франции имеют свою авиацию. Организационно ВВС большинства стран состоят из оперативных авиационных объединений, соединений и частей (крыльев — в США), из частей тыла, связи и радиотехнического обеспечения.
История ВВС связана с развитием авиационной техники (см. Авиация). Появление первых военных самолётов в крупных государствах относится к 1909—10. В России самолёты в военных целях впервые были использованы на манёврах Петербургского, Варшавского и Киевского военных округов в 1911. На каждой стороне действовало по одному авиационному отряду, которые выполняли задачи по ведению воздушной разведки и фотографированию местности. В боевых условиях русские самолёты впервые применены в 1912—13 в 1-й Балканской войне, когда русский авиационный отряд действовал на стороне Болгарии.
К началу 1-й мировой войны 1914—18 крупные государства имели: Россия — 263 военных самолёта преимущественно французского производства, Франция — 156, Великобритания — 30, США — 30, Германия — 232, Австро-Венгрия — 65, Италия — 30. Военные самолёты того времени могли развивать скорость до 120 км/ч и достигать высоты до 4000 м. С началом войны они применялись главным образом для ведения воздушной разведки и корректирования огня артиллерии. В начале 1915 разведывательные самолёты воюющих стран были оборудованы бомбодержателями, бомбосбрасывателями, бомбардировочными прицелами и вооружены пулемётами; возникла бомбардировочная авиация. В России в 1914 был принят на вооружение первый в мире 4-моторный бомбардировщик «Илья Муромец», а в декабре 1914 сформирована первая эскадра из 10 таких самолётов. К лету 1916 эскадра состояла уже из 20 самолётов. Для борьбы с самолётами, выполнявшими воздушную разведку и бомбометание, в первое время использовались наиболее скоростные и манёвренные самолёты-разведчики, вооружённые пулемётами. В последующем стали строиться самолёты-истребители; появилась истребительная авиация. В 1915 на вооружении имелись одноместные самолёты-истребители: во Франции «Ньюпор» и «Спад», в Германии «Фоккер», в России французские самолёты «Ньюпор». В ходе войны ВВС превратились в одно из средств боевого воздействия на противника. Началась борьба за господство в воздухе, которая сводилась главным образом к воздушным боям. Начало активной борьбе в воздухе с самолётами противника положили русские лётчики, прежде всего П. Н. Нестеров, Е. Н. Крутень, К. К. Арцеулов и др. Они разработали фигуры сложного пилотажа и принципы ведения воздушного боя.
В годы 1-й мировой войны численность авиации воюющих государств резко возросла. Если в начале войны во всех воюющих странах имелось всего 806 боевых самолётов, то к концу войны Германия имела 2730 самолётов, Австро-Венгрия — 622, Франция — 3321, Великобритания — 1758, США — 740, Италия — 842, Россия — 590. Всего было свыше 10 тыс. самолётов, в том числе разведчиков 44,9%, истребителей — 40,4%, бомбардировщиков — 14,7%. К концу войны скорость лучших типов самолётов-истребителей повысилась до 200—220, разведчиков — до 170—180, бомбардировщиков—до 160—170 км/ч. В составе ВВС русской армии вследствие технико-экономической отсталости страны были главным образом устаревшие самолёты иностранных фирм.
Советские ВВС создавались вместе с Красной Армией. 28 октября (10 ноября) 1917 по инициативе В. И. Ленина было образовано Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания (председатель А. В. Можаев). В декабре была учреждена Всероссийская авиационная коллегия по управлению Воздушным флотом Республики (председатель К. В. Акашев), на которую возлагались руководство формированием авиационных частей, центральных и местных управлений Воздушного флота Республики, подготовка авиационных кадров и материально-техническое обеспечение. В январе 1918 были сформированы первые 6 авиационных отрядов (по 12 самолётов в каждом), направленные под Петроград, на Украину и в Белоруссию. Одновременно с созданием первых авиационных частей проводилась реорганизация органов управления. 24 мая 1918 было создано Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Военно-Воздушного флота (до февраля 1921 начальник К. В. Акашев), которое объединяло ВВС страны. К ноябрю 1918 было сформировано 38 авиаотрядов, к весне 1919 — 61 (45 разведывательных, 12 истребительных, 3 артиллерийских, 1 аэрофотографический). Всего на фронтах Гражданской войны в 1918—20 одновременно действовало до 350 советских самолётов. Для руководства боевой деятельностью авиационных частей на фронтах Гражданской войны в августе 1918 было создано Полевое управление авиации и воздухоплавания при Реввоенсовете Республики — сокращённо Авиадарм (авиация действующей армии), начальником которого с сентября 1918 по февраль 1921 был А. В. Сергеев. Лётные кадры для ВВС в 1918 готовились в 1-й Московской и в Егорьевской школах лётчиков, а также в Петроградской военной школе лётчиков-наблюдателей. В 1919 организован Московский авиационный техникум, который в 1920 реорганизован в институт инженеров Красного Воздушного Флота. В ноябре 1922 на базе этого института создана Академия Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского).
В период Гражданской войны авиационные отряды были объединены в авиационные группы, которые использовались на главных направлениях действий сухопутных войск, и наносили бомбовые удары по вражеским объектам, вели воздушные бои, воздушную разведку, поддерживали связь, сбрасывали листовки и агитационную литературу. В это время были заложены основы оперативного искусства ВВС и тактики родов авиации. За мужество и отвагу при выполнении боевых заданий 219 лётчиков и лётчиков-наблюдателей были награждены орденом Красного Знамени, а 16 лётчиков дважды удостоены этой награды.
После окончания Гражданской войны начался постепенный рост численности и качественный рост ВВС. В 1924—33 на вооружение ВВС поступили отечественные истребители И-2, И-3, И-4, И-5, разведчики Р-3, тяжёлые бомбардировщики ТВ-1, ТВ-3. За 1930—40 производство военных самолётов возросло в 6,5 раза. На вооружение ВВС были приняты истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики СБ, Ил-4, ТВ-7. В 1939—40 советскими авиаконструкторами были разработаны новые типы современных боевых самолётов.
В 1924 авиационные отряды были сведены в однородные эскадрильи (по 18—43 самолёта), которые в конце 20-х гг. заменены авиационными бригадами. В 1938—39 ВВС были переведены с бригадной организации на полковую и дивизионную. Основной тактической единицей стал полк, состоящий из 4—5 эскадрилий (60—63 самолёта, а в тяжёлобомбардировочном полку — 40 самолетов). В соответствии с назначением и задачами ВВС изменился удельный вес различных родов авиации в составе ВВС: бомбардировочная и штурмовая авиация к 1940—41 составляла 51,9%, истребительная — 38,6%, разведывательная — 9,5%. Однако многие типы самолётов по основным тактико-техническим данным ещё уступали однотипным самолётам ВВС капиталистических государств. Рост технической оснащённости ВВС, их численное увеличение потребовали значительного улучшения дела подготовки командных, инженерных и лётно-технических кадров. В 1938 подготовка лётно-технических кадров для ВВС осуществлялась в 18 лётных и технических училищах. Командный факультет Академии им. Н. Е. Жуковского в 1940 был преобразован в Военно-воздушную академию командного и штурманского состава (ныне Военно-воздушная академия им. Ю. А. Гагарина).
В 1921—41 руководство советскими ВВС осуществляли: А. В. Сергеев (февраль 1921 — конец 1922), А. П. Розенгольц (март 1923 — декабрь 1924), П. И. Баранов (декабрь 1924 — июнь 1931), командарм 2-го ранга Я. И. Алкснис (июнь 1931 — декабрь 1937), командарм 2-го ранга А. Д. Лактионов (декабрь 1937 — сентябрь 1939), генерал-лейтенант авиации Я. В. Смушкевич (сентябрь 1939 — апрель 1940), генерал-лейтенант авиации П. В. Рычагов (апрель 1940 — апрель 1941).
ВВС капиталистических государств в 1918—39 получили значительное развитие и к началу 2-й мировой войны 1939—45 имели в строю боевых самолётов: Германия — 4400, США — 8000, Япония — 4500, Великобритания — 4030, Франция — 3330, Италия — 2950. Удельный вес бомбардировочной авиации в составе ВВС всех стран увеличился по сравнению с 1918 в 2,5 раза, а истребительной и разведывательной авиации — уменьшился. ВВС Германии делились на 5 воздушных флотов — оперативных объединений, каждый из которых включал 800—1200 самолётов. ВВС Великобритании были самостоятельным видом вооружённых сил, подчинялись министру авиации и делились на истребительные и бомбардировочные командования; морская авиация подчинялась военно-морскому министру. ВВС США до 2-й мировой войны не имели единого командования. Авиационные части и соединения, предназначенные для поддержки войск, объединялись в воздушные корпуса, которые подчинялись командованию войск. Годовое производство самолётов в 1939 составляло: в Германии — 10 000, Великобритании — 5800, Франции — 3200, Италии — 3000, Японии — 2500, США — 2400.
В СССР перед началом 2-й мировой войны КПСС и Советским правительством были приняты меры по форсированию производства лучших типов самолётов. В 1940—41 были начаты серийный выпуск истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2, Пе-8, штурмовиков Ил-2 и перевооружение ими авиационных полков. Эти типы самолётов превосходили однотипные самолёты ВВС Германии. Например, максимальная скорость самолёта Як-1 на 30 км/ч превышала скорость Ме-109; самолёты Пе-2 и Пе-8 по сравнению с Ju-88 и He-111 имели большую бомбовую нагрузку и скорость полёта. Штурмовик Ил-2 по сравнению с немецким штурмовиком Hs-129 имел большую скорость и дальность полёта и лучшее вооружение — реактивные снаряды и 400-кг бомбы. Однако к началу Великой Отечественной войны перевооружение советских авиачастей новой авиационной техникой и переучивание лётного состава не были закончены.
С началом Великой Отечественной войны 1941—45 в результате внезапных ударов немецко-фашистской авиации по аэродромам советские ВВС в первый день войны понесли серьёзный урон в самолётах. Несмотря на тяжёлые потери в самолётах на аэродромах, борьба с немецкой авиацией приобрела ожесточённый характер. Численному превосходству противника были противопоставлены высокое напряжение действий советских ВВС, боевое мастерство, отвага и героизм лётного состава. На вооружение ВВС стали поступать новейшие самолёты-истребители Як-7б, Як-9, Як-3, Ла-5, Ла-7, Ла-9, двухместные штурмовики Ил-2, а с лета 1944 — Ил-10, бомбардировщики Ту-2, новые пушки, бомбы, в том числе противотанковые, радио- и радиолокационные станции, аэронавигационное оборудование, аэрофотоаппараты и другая техника и вооружение. В мае 1942 во фронтовой авиации были созданы воздушные армии — крупные авиационные оперативные объединения (к концу года их насчитывалось 13). С осени 1942 началось формирование отдельных авиационных корпусов Резерва Верховного Главнокомандования как наиболее целесообразной формы авиационных резервов. В марте 1942 дальняя и тяжелобомбардировочная авиация была изъята из подчинения командующего ВВС и преобразована в Авиацию дальнего действия с непосредственным подчинением Ставке. Изменение организационной структуры и резко возросшая численность ВВС позволили массированно применять авиацию на решающих направлениях действий сухопутных войск и осуществлять централизованное управление ею. Высокие боевые качества советских ВВС особенно ярко проявились в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском, в операциях на Правобережной Украине, в Белоруссии, Ясско-Кишинёвской, Висло-Одерской и Берлинской. Если в операциях 1941 участвовало 200—500 самолётов, то в 1943—45 — до нескольких тысяч, а в Берлинской операции 1945 — до 8400 самолётов. Авиационная промышленность систематически увеличивала производство самолётов. Среднемесячный выпуск во 2-й половине 1941 составлял 1630 самолётов, в 1942 — 2120, в 1943 — 2907, в 1944 — 3355 и в 1945 — 2206 самолётов.
За годы Великой Отечественной войны советские лётчики совершили около 4 млн. боевых самолёто-вылетов и сбросили на врага 30,5 млн. бомб. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 55 тыс. немецких самолётов (84% всех потерянных ими на Восточном фронте). Советскими лётчиками была оказана большая помощь партизанам. Только полки дальней авиации и Гражданского Воздушного Флота совершили около 110 тыс. самолёто-вылетов, доставив партизанам 17 тыс. т вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов, перевезли по воздуху свыше 83 тыс. партизан. Советские лётчики показали многочисленные примеры беззаветной преданности Родине, подлинного героизма и высокого боевого мастерства. Беспримерные подвиги совершили лётчики Н. Ф. Гастелло, В. В. Талалихин, А. П. Маресьев, И. С. Полбин, Б. Ф. Сафонов, Т. М. Фрунзе, Л. Г. Белоусов, З. А. Сорокин, П. Т. Харитонов, С. И. Здоровцев, М. П. Жуков и многие др. Свыше 200 тыс. воинов советских ВВС награждены орденами и медалями, 2420 авиаторам присвоено звание Героя Советского Союза, 65 лётчикам — звание дважды Героя Советского Союза и двум — звание трижды Героя Советского Союза (А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб). Две трети авиационных соединений и частей получили почётные наименования, более одной трети удостоены звания гвардейских. Советскими ВВС во время Великой Отечественной войны руководили командующие ВВС генерал-лейтенант авиации П. Ф. Жигарев (апрель 1941 — февраль 1942) и Главный маршал авиации А. А. Новиков (апрель 1942 — март 1946).
ВВС Великобритании и США в период 1941—45 на европейском и африканском театрах войны действовали в благоприятной для них обстановке, так как основные силы немецких ВВС были скованы на советско-германском фронте. Однако и в этих условиях английские бомбардировщики до лета 1943 вели лишь ограниченные действия по немецким объектам, а усилия ВВС США сосредоточивались главным образом в районе Тихого океана против Японии и в районе Средиземного моря для обеспечения морских десантных операций.
ВВС воюющих государств в ходе 2-й мировой войны в своём развитии достигли новых высоких количественных и качественных показателей. Производство боевых самолётов всех воюющих государств за годы войны составило 450 тыс. Значительно повысились лётно-технические характеристики самолётов: скорость истребителей достигла 650— 720 км/ч, бомбовая нагрузка фронтовых бомбардировщиков — 2 тыс. кг, а дальность полёта — 2 тыс. км. В США и Великобритании была создана стратегическая авиация. Дальнейшее развитие получили авиационные средства поражения: появились фугасные бомбы массой до 9000 кг, зажигательные — до 500 кг. Германия применила самолёты-снаряды ФАУ-1, ракетные снаряды ФАУ-2 по объектам на территории Великобритании. Возросли калибр и скорострельность авиационных пушек и пулемётов. ВВС широко применяли реактивные снаряды и радиотехнические средства, обеспечивавшие самолётовождение в любых условиях погоды, в любое время суток, точный выход на объекты действий и эффективное поражение их. Благодаря возросшим транспортным возможностям ВВС широко стала применяться транспортировка крупных воздушных десантов в глубокий тыл противника с различными целями.
В послевоенные годы советские ВВС были перевооружены реактивными самолётами МиГ-9, МиГ-15, Як-15, Ла-15 и др. На вооружение поступили советские транспортные самолёты и вертолёты. На основе обобщённого опыта, накопленного в период Великой Отечественной войны, были разработаны новые боевые уставы, наставления и руководства по боевому применению видов и родов авиации. Для обеспечения надёжного самолётовождения, точного бомбометания и стрельбы самолёты оснащаются различными радиоэлектронными системами; было начато оборудование аэродромов системой «слепой» посадки самолётов по приборам.
Поступление на вооружение ВВС ядерного оружия обусловило коренные изменения в формах и способах боевого применения ВВС и резко повысило их роль в ведении войны. Одновременно продолжалось техническое развитие авиации. Истребительная авиация получила сверхзвуковые самолёты МиГ-19, вооружённые ракетами класса «воздух-воздух», а на смену устаревшим самолётам-штурмовикам пришли истребители-бомбардировщики МиГ-15 бис. На вооружение дальней авиации поступили новые тяжёлые реактивные и турбовинтовые самолёты. Увеличилось производство вертолётов, поступил на вооружение вертолёт Ми-6 с турбореактивными двигателями. Количественный и качественный рост военно-транспортных самолётов и вертолётов позволил расширить задачи военно-транспортной авиации, которая полностью оформилась как род авиации. В связи с поступлением на вооружение ВВС сверхзвуковых самолётов, вооружённых ракетами «воздух-воздух» и «воздух-земля», дальняя и фронтовая авиация с 1960 стала превращаться в сверхзвуковую, ракетоносную авиацию. Это значительно повысило боевые возможности ВВС по преодолению ПВО противника и более надёжному поражению воздушных, наземных и надводных целей. Продолжала меняться тактика дальней и фронтовой авиации. Самолёты-ракетоносцы получили возможность наносить удары по целям с дальних дистанций, не заходя в зону действий средств ПВО объектов противника. Значительно возросли возможности военно-транспортной авиации. Она стала способной перебрасывать в глубокий тыл противника соединения воздушно-десантных войск с их штатной боевой техникой и вооружением (танки, орудия, ракеты, автомашины). Наряду с техническим развитием ВВС совершенствовались формы и способы их применения. Основными современными формами боевых действий ВВС являются воздушные операции и совместные действия с другими видами вооружённых сил, а основными способами их боевых действий — массированные удары и действия небольшими группами.
В послевоенный период главнокомандующими советскими ВВС были: Главный маршал авиации К. А. Вершинин (март 1946 — октябрь 1949 и январь 1957 — март 1969), Главный маршал авиации П. Ф. Жигарев (октябрь 1949 — январь 1957), маршал авиации П. С. Кутахов (с марта 1969).
ВВС капиталистических государств (США, Великобритании, Франции, ФРГ) в послевоенный период также перевооружены реактивной авиационной техникой, имеют (особенно в США) управляемые и неуправляемые ракетные снаряды различных классов и назначения. В строительстве ВВС капиталистических государств особое внимание уделяется развитию тактической авиации (США, ФРГ, Франция), которая рассматривается в качестве основного средства доставки ядерных боеприпасов на театр военных действий и поддержки войск. Для поражения объектов в глубоком тылу продолжают сохраняться стратегические бомбардировщики типа В-52 (США), «Вулкан»и «Виктор» (Великобритания), «Мираж» (Франция).
Лит.: КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Сб. документов, 1917—1958, М., 1958; 50 лет Вооруженных Сил СССР [1918—1968], 1968; История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941— 1945, т. 1—6, М., 1963—65; Советские Военно-Воздушные Силы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., М., 1968; Военно-воздушные силы, М., 1959; 3алуцкий Г. В., Выдающиеся русские лётчики. М. Ефимов, П. Нестеров, Е. Крутень, К. Арцеулов, М., 1953; Лапчинский А. Н., Красный воздушный флот. 1918—1928, М., 1928; Симаков Б. Л. и Шипилов И. Ф., Воздушный флот Страны Советов. Краткий очерк истории авиации нашей Родины, М., 1958; Военно-воздушные силы в современной войне. (По иностранным взглядам), М., 1957; Ли Эшер, Воздушная мощь, пер. с англ., М., 1958., См. также лит. при ст. Авиация.
К. А. Вершинин.

Самолёты военно-воздушных сил капиталистических государств. Тактический истребитель F-4C (США).

Самолёты военно-воздушных сил капиталистических государств. Истребитель SAAB-37 «Вигген» (Швеция).

Самолёты военно-воздушных сил капиталистических государств. Тактический истребитель «Мираж Ш6» с изменением геометрии крыла (Франция).

Самолёты военно-воздушных сил капиталистических государств. Истребитель-перехватчик УF-12A (США).

Самолёты военно-воздушных сил капиталистических государств. Стратегический бомбардировщик «Виктор» (Великобритания).

Самолёты военно-воздушных сил капиталистических государств. Стратегический бомбардировщик Б-58 (США).

Самолёты военно-воздушных сил капиталистических государств. Стратегический бомбардировщик В-52Н (США).

Самолёты и вертолёты Военно-Воздушных Сил СССР. Сверхзвуковой боевой самолёт с крылом изменяемой в полёте стреловидности.

Самолёты и вертолёты Военно-Воздушных Сил СССР. Военно-транспортный самолёт.

Самолёты и вертолёты Военно-Воздушных Сил СССР. Всепогодный истребитель-перехватчик.

Самолёты и вертолёты Военно-Воздушных Сил СССР. Истребитель-бомбардировщик.

Самолёты и вертолёты Военно-Воздушных Сил СССР. Сверхзвуковой дальний ракетоносец.

Самолёты и вертолёты Военно-Воздушных Сил СССР. Тяжёлый вертолёт Ми-6.

Самолёты и вертолёты Военно-Воздушных Сил СССР. Самолёт вертикального взлёта и посадки.

Советская историческая энциклопедия:

(ВВС) — вид во оружейных сил гос-ва; название воен. авиации в СССР, США и др.; с 1918 по 1924 сов. ВВС назывались Красным Воздушным Флотом. В 1-ю мировую войну ВВС — вспомогат. род войск, в годы 2-й мировой войны превратились в один из основных видов вооруж. сил. ВВС включают личный состав, самолеты, вооружение, вертолеты, спец. технику, оборудование аэродромов, спец. авиаслужбы, органы и средства управления, учебные заведения, научно-исследоват. учреждения и производств. базу. Развитие ВВС связано с зарождением и развитием самолетостроения, авиадвигателей и различных приборов аэродинамики, авиапроизводства, воздушной навигации и фотографирования, теории возд. стрельбы и бомбометания.
=====
ВВС по назначению делятся на фронтовую (тактич.), дальнюю (стратегич.) авиацию, авиацию ВМФ, ПВО, воен.-транспортную авиацию. По характеру выполняемых задач, летно-тактич. данным и вооружению самолетов ВВС делятся на рода авиации: бомбардировочную, истребительную, истреби- тельно-бомбардировочную, разведывательную, военно-транспортную, вспомогательную (сани- тарную, связи).
=====
Организационно ВВС состоят из авиаполков (крыльев — в США), подразделяющихся на эскадрильи по 3-4 авиазвена в каждой. Авиаполки (крылья) сведены в авиадивизии.
=====
ВВС выполняют боевые задачи самостоятельными воздушными операциями или во взаимодействии с др. видами вооруж. сил. Они ведут борьбу за господство в воздухе; содействуют войскам; наносят удары по промышленным объектам воен. значения и др. важным центрам в глубоком тылу противника; ведут воздушную разведку в интересах войск и для себя. Основными боевыми свойствами ВВС являются высокая маневренность, большая дальность действий, способность наносить внезапные и мощные ракетно-ядерные удары.
=====
История развития ВВС связана с развитием авиации. Первые попытки теоретического обоснования возможности полета сделал в 15 в. Леонардо да Винчи. М. В. Ломоносов впервые обосновал принципы полета тел тяжелее воздуха, а в 1754 построил летательную модель геликоптера с двумя винтами, вращаемыми часовой пружиной. Большой вклад в развитие авиации внес Д. И. Менделеев, предложивший идею стратостата и разработавший в 1875 схему его конструкции. Практически сложную проблему строительства первого самолета и испытания его в полете (1882-1885) разрешил рус. конструктор и изобретатель А. Ф. Можайский. В 1892 в Англии на несколько секунд поднимался в воздух (без человека) самолет Г. Филипса. В 1894 испытывался самолет инженера Хайрема Максима и др. В США братья Уилбёр и Орвилл Райт построили и 17 дек. 1903 совершили полет (за 3,5 сек. самолет пролетел 32 м). Решающее влияние на мировое развитие авиации оказали труды Н. E. Жуковского и С. А. Чаплыгина, создавших первую в мире науч. школу аэродинамики.
=====
Строительство самолетов и применение их в воен. деле началось в крупных гос-вах перед 1-й мировой войной (в 1910-14). К ее началу было воен. самолетов в рус. армии 263, во Франции — 156, в Англии — 30, в США — 30, в Германии — 232, в Австро-Венгрии -65, в Италии — 30. Боевое применение авиации впервые было осуществлено в итало-турецкой войне 1911-12, в 1-й балканской войне 1912-13: отдельные летчики вели возд. разведку, фотографирование местности и сбрасывание мелких бомб с самолета вручную.
=====
ВВС в начале 1-й мировой войны 1914-18 применялись гл. обр. для разведки и корректирования огня полевой артиллерии, появилась разведыват. авиация. Стремление поражать войска, их коммуникации, важные воен. объекты в тылу противника обусловило во всех воюющих странах создание самолетов-бомбардировщиков. В 1914 появилась авиабомба. В нач. 1915 разведывательные самолеты были оборудованы бомбодержателями, бомбосбрасывателями, бомбардировочными прицелами и вооружены пулеметами, возникла бомбардировочная авиация. Воюющие державы начали строить спец. самолеты — тяжелые бомбардировщики, вооруженные пулеметами, а затем и пушками. В России в 1914 был принят на вооружение четырехмоторный бомбардировщик "Илья Муромец", а в дек. 1914 создана первая эскадра. Для борьбы с воздушными разведчиками и бомбардировщиками в 1915 были созданы спец. одноместные самолеты-истребители, вооруж. 1-2 пулеметами, к-рые превосходили др. самолеты по скорости и маневренности, появилась истребит. авиация. В ходе войны получила развитие и морская авиация (корабельная и базовая), зарождалась авианосная и минно-торпедная авиация. Стремление обеспечить свободу боевых действий своих войск, прикрыть ж.-д. коммуникации, важные объекты тыла страны от возд. ударов противника привело к борьбе за господство в воздухе, проводившейся в основном путем возд. боев. В ходе войны ВВС превратились в одно из средств боевого воздействия на противника. Они участвовали в совместных боевых действиях с войсками и проводили самостоят. воздушные налеты на важнейшие центры противника. Рост ВВС и их интенсивные действия привели к созданию противовоздушной обороны (ПВО). Только на зап.-европ. фронте за 4 года войны в возд. боях было сбито 8073 самолета, зенитными пулеметами и пушками — 2 347.
=====
В годы 1-й мировой войны ВВС получили широкое развитие. Если в начале войны воюющие страны, вместе взятые, имели в строю всего 800 боевых самолетов, то к концу войны их было более 10 000 (в т. ч. разведчиков — 44,9%, истребителей — 40,4% и бомбардировщиков — 14,7%): Германия — 2 730, Австро-Венгрия — 622, Франция — 3 321, Англия — 1 758, США — 740, Италия — 842. Рус. ВВС были слабее ВВС др. главных участников войны вследствие экономич. отсталости страны.
=====
Создание сов. ВВС началось в первые дни после победы Окт. революции. По инициативе В. И. Ленина в нояб. 1917 создано Бюро комиссаров авиации, а затем Всеросс. авиац. коллегия; 20 дек. 1917 был издан приказ Нар. комиссариата по воен. и мор. делам о создании частей авиации и воздухоплавания. 24 мая 1918 организовано Гл. управление Рабоче-Крестьянского Красного Воен.-Возд. Флота, к-рое объединяло ВВС страны. К кон. 1917 было сформировано 6 авиаотрядов (по 6-8 самолетов в каждом), к нояб. 1918 — 38, к весне 1919 — 60. В период гражд. войны было всего 350-500 самолетов. Боевая готовность самолетов поддерживалась путем неоднократного ремонта при очень слабой производств. базе. Не хватало летчиков. В дек. 1918 с одобрения В. И. Ленина при участии Н. E. Жуковского и С. А. Чаплыгина был создан Центр. аэрогидродинамич. ин-т (ЦАГИ). В 1919 организован Моск. авиатехникум, реорганизов. в 1920 в Ин-т инженеров Красного Возд. Флота. В нояб. 1922 на его базе создана Академия Возд. Флота (ныне им. проф. Н. E. Жуковского). В кон. 1918 на заводе "Дукс" под рук. Н. Н. Поликарпова было налажено серийное произ-во истребителей типа СПАД-7 с мотором возд. охлаждения. За период гражд. войны было выпущено 560 самолетов и более 1500 отремонтировано. В 1920 на сов. авиазаводе был выпущен первый авиамотор мощностью 200 л. с. В 1922 построен самолет АНТ-1 (конструктор А. Н. Туполев), в 1924 выпущен мотор М-5 мощностью 400 л. с. и самолеты Р-1. В 1922 развернули деятельность авиац. конструкторские бюро Д. П. Григоровича, Н. Н. Поликарпова, А. Н. Туполева, В. П. Ветчинкина, А. Д. Швецова, А. А. Микулина и др. Были построены отечеств. самолеты: истребители И-2, И-3, И-4, И-5; разведчики Р-3, Р-5; тяжелые бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3. За период 1930-40 на основе развития металлургия., машиностроит., моторостроит. и алюминиевой пром-сти СССР произ-во воен. самолетов возросло в 6,5 раза. На вооружение ВВС были приняты истребители: И-15, И-16, И-153; бомбардировщики: СБ, ИЛ-4, ТБ-7. С 1940 на вооружение ВВС начали поступать истребители: ЯК-1 (А. С. Яковлев), МиГ-1 и МиГ-3 (А. И. Микоян и М. И. Гуревич), ЛаГГ-3 (С. А. Лавочкин, В. П. Горбунов и М. И. Гудков), штурмовик ИЛ-2 (С. В. Ильюшин), бомбардировщики: IIE-2 (В.М. Петляков) и СУ-2 (П. О. Сухой). С ростом численности и улучшением качества самолетов совершенствовалась и организация ВВС, с 1938 в истребит., ближней бомбардировочной и штурмовой авиации были сформированы однородные и смешанные авиадивизии.
=====
ВВС капиталистич. государств в период 1918-39 получили значительное развитие. ВВС крупнейших стран увеличились в несколько раз и к нач. 2-й мировой войны в строю боевых самолетов было: в Германии — 4 405, США — 8 000, Японии — 4 500, Англии — 4 030, Франции — 3 335, Италии — 2 950.
=====
В общей системе ВВС удельный вес бомбардировочной авиации увеличился в 2,5 раза, а истребительной и разведывательной — относительно уменьшился.
=====
Герм. генштаб, рассчитывая на "молниеносную" войну, отводил ВВС очень важную роль. Гл. родом ВВС считалась бомбардировочная авиация. Осн. внимание уделялось выпуску средних пикирующих бомбардировщиков (Ю-87, Ю-88). ВВС делились на 5 возд. флотов, каждый из к-рых являлся оперативным объединением по 800-1 200 самолетов и делился на неск. авиакорпусов или дивизий. ВВС Англии являлись самостоят. видом вооруж. сил. Мор. авиация подчинялась министру ВМФ, а сухопутные ВВС — министру авиации и подразделялись на истребит. и бомбардировочное командования. ВВС США до 2-й мировой войны не имели единого командования. Авиац. части и соединения, предназнач. для поддержки войск, были объединены в возд. корпуса, к-рые подчинялись командованию сухопутных войск. В период между 1-й и 2-й мировыми войнами произошел количеств. рост и качеств. развитие ВВС гл. капиталистич. стран. Поддерживался высокий уровень произ-ва самолетов в год (1939): Германия — 10 000, Англия — 5 800, Франция — 3 200, Италия — 3 000, Япония — 2 500, США — 2 400.
=====
ВВС капиталистич. государств являлись мощным средством ведения войны.
=====
ВВС капиталистич. государств в период 1939-41. 2-я мировая война началась 1 сент. 1939 внезапным нападением превосходящих вооруж. сил фаш. Германии. Ее ВВС нанесли мощные удары по аэродромам польских ВВС и др. объектам первостепенной важности и быстро захватили безраздельное господство в воздухе. Таким же способом действовали ВВС Германии при нападении на Норвегию, Бельгию, Голландию и Францию. ВВС Франции были разгромлены гл. обр. на аэродромах в течение нескольких дней. С 8 авг. 1940 ВВС Германии пытались уничтожить ВВС Англии на аэродромах и путем вторжения вывести ее из войны. Однако планы нем. командования провалились. Германия потеряла 2000 бомбардировщиков, Англия — 1200 истребителей.
=====
Советские ВВС в начале Великой Отечеств. войны 1941-45 подверглись внезапному нападению фаш. Германии, когда они перевооружались с устаревших на боевые самолеты новых типов. На подготовке Вооруж. Сил СССР и в т. ч. ВВС к отпору нем.-фаш. захватчикам отрицательно сказалось также влияние культа личности Сталина: ослабление Армии, Флота и ВВС незаконными репрессиями части командно- политич. состава; запоздалый перевод авиапромышленности на массовое изготовление новейших типов самолетов и медленное перевооружение авиачастей новой техникой; запоздалые мероприятия по строительству и реконструкции большого числа аэродромов в зап. р-нах СССР, крайне низкий процент средств радиосвязи в ВВС и т. д. 22 июня ВВС 4 приграничных воен. округов потеряли 1200 самолетов, что составило большой процент от общего числа самолетов, имевшихся в этих округах. Несмотря на тяжелые потери в самолетах на аэродромах, борьба с нем. авиацией приобрела ожесточенный характер. Временному численному превосходству и качеству самолетов противника сов. летчики противопоставили высокое летное и боевое мастерство, высокие моральные качества, массовый героизм и самоотверженность в возд. боях. Сов. ВВС совместно с войсками ПВО страны предотвратили разрушение крупнейших адм. и пром. центров СССР, спасли от разрушения Москву, успешно прикрывали с воздуха Ленинград и единств. линию связи этого блокированного города с тылом — ледовую "дорогу жизни". Сов. ВВС периодически наносили удары по глубокому тылу Германии и ее союзников. В битве под Москвой нем. войска и ВВС потерпели первое поражение за время 2-й мировой войны. В битве на Волге, взаимодействуя с войсками, сов. ВВС с успехом выполнили возложенные на них задачи. В возд. боях и ударами по аэродромам врага они уничтожили осн. силы его авиации, а затем успешно осуществили совместно с ПВО воздушную блокаду окруженной группировки противника. Начиная с осени 1942 ВВС стали вооружаться новейшими самолетами- истребителями А. С. Яковлева (ЯК-76, ЯК-9, ЯК-3), С. А. Лавочкина (ЛА-5, ЛА-7, ЛА-9), двухместными штурмовиками С. В. Ильюшина (ИЛ-2, а с лета 1944 — ИЛ-10), бомбардировщиками А. Н. Туполева (ТУ-2). На вооружение ВВС поступали новые пушки, бомбы, в т. ч. и противотанковые, радио- и радиолокац. станции, аэронавигац. оборудование, аэрофотоаппараты и др. Резко возросла и численность ВВС, что позволило массировать авиацию и централизованно ею управлять.
=====
Исключительно упорное воздушное сражение развернулось весной 1943 над Кубанью. Враг сосредоточил здесь 2 000 самолетов, из к-рых в течение 2 месяцев потерял более 1 000 самолетов и лучшие кадры летчиков-истребителей. В июле-авг. 1943 в битве под Курском нем. ВВС потерпели сокрушит. поражение, потеряв ок. 4000 самолётов. Сов. ВВС завоевали господство в воздухе, к-рое до кон. 2-й мировой войны прочно удерживали за собой. Противник сократил удельный вес бомбардировочной авиации с 60% в начале войны до 18% в конце войны и увеличил уд. вес истребит. авиации до 75%. Это — одно из свидетельств перехода врага к стратегич. обороне.
=====
В огромных по своим масштабам операциях 1944-45 проявилось еще большее могущество сов. ВВС. Только за 1943-45 они получили до 120 тыс. новейших самолетов. Это позволило увеличить число самолетов в операциях. Если в операциях 1941 участвовало 200-500 самолетов, то в 1943-45 — до нескольких тысяч, а в Берлинской операции 1945 — до 8400 самолетов. Только в первые сутки этой операции произведено до 17 тыс. самолетовылетов, а за всю операцию — свыше 90 тыс.; в воздушных боях сбито 1166 немецких самолетов.
=====
Сов. летчики показали многочисл. примеры беззаветной преданности, подлинного героизма и высокого боевого мастерства. Св. 200 т. ч. личного состава сов. ВВС были награждены орденами и медалями. 2119 авиаторам было присвоено звание Героя Сов. Союза, 66 летчикам — звание дважды Героя Сов. Союза и двум — звание трижды Героя Сов. Союза (А. И. Покрышкину и И. Н. Кожедубу).
=====
ВВС капиталистич. гос.-в (Англии, США) в период 1941-45 на зап.-европ., афр. и тихоокеанском театрах войны действовали в благоприятной для них обстановке. Нем. ВВС, понесшие огромные потери на сов.-герм. фронте, не могли противопоставить англо-амер. авиации значит. сил. Однако и в этих условиях до лета 1943 бомбардировщики Англии вели огранич. боевые действия. Осн. масса нем.-фаш. ВВС была связана боевыми действиями на сов.-герм. фронте. Это позволило Англии форсировать строительство тяжелых бомбардировщиков, а США — создать стратегич. авиацию, к-рая к концу войны составила 30% всех ВВС США. До 1944 действия ВВС США направлялись гл. обр. против Японии и в район Средиземного м.
=====
ВВС воюющих гос-в в ходе 2-й мировой войны в своем развитии достигли новых высоких качеств. и количеств. показателей. Произ-во боевых самолетов всех воюющих гос-в составило 450 тыс. В ряде стран были созданы возд. армии, флоты. Изменился удельный вес и родов авиации. Значит. развитие получили авиац. средства поражения: появились фугасные бомбы весом от 500 до 9000 кг, зажигательные — до 500 кг. ВВС США применили зажигат. бомбы с жидкостным снаряжением "Напалм" весом 225 кг, а в конце войны — атомные бомбы. Немцы применили самолеты-снаряды ФАУ-1, ракетные снаряды ФАУ-2. Возросли калибр и скорострельность авиац. пушек и пулеметов. Широко применяли ВВС реактивные снаряды, а также радиолокацию и радиотехнику, что повысило эффективность удара и обеспечило самолетовождение в любых условиях погоды и в любое время суток. ВВС окончательно выделились в самостоятельный вид вооруженных сил, способный взаимодействовать с др. видами вооруженных сил и решать самостоятельно задачи стратегич. характера. ВВС оказали существ. влияние на строительство, организацию войск, развитие оперативного искусства и тактику родов войск. ВВС приобрели большую маневренность, дальность и мощь удара, продолжительность воздействия на противника днем и ночью, что сказывалось на размахе наступат. операций и решительности действий всех видов вооруж. сил.
=====
ВВС явились одним из решающих факторов, определивших маневренный характер 2-й мировой войны. Ни одна крупная операция войск на суше и на море не проводилась без активного и массового участия ВВС. В результате значит. роста транспортных и боевых возможностей ВВС большое применение получил новый род войск — воздушно-десантные войска. ВВС явились важнейшим средством воздействия на глубокий тыл противника. Но опыт войны показал, что ВВС не в состоянии самостоятельно решить исход войны. Победа над фаш. Германией и ее союзниками была достигнута совместными усилиями вооруж. сил союзников по антифаш. коалиции. Решающую роль в этой победе сыграли Сов. Вооруженные Силы.
=====
Об общей роли ВВС во 2-й мировой войне говорят следующие данные: в период 1939-45 ВВС США и Англии произвели 4120 тыс. самолето-вылетов, Сов. ВВС в 1941-45 — свыше 3 млн. вылетов.
=====
Советские ВВС в послевоенные 40-50-е гг. испытали крупные качеств. изменения, были перевооружены новейшей реактивной техникой. Первый боевой самолет с жидкостно-реактивным двигателем был построен в 1941-42 конструкторским коллективом, возглавляемым проф. В. Ф. Болховитиновым. Первый полет на этом самолете совершил 15 мая 1942 летчик-истребитель капитан Г. Я. Бахчиванджи, открыв тем самым эру реактивной авиации. В зарубежных ВВС испытат. полеты реактивных самолетов проведены: в США 1 окт. 1942, Англии 5 марта 1943, Германии 18 июля 1943, Японии в 1945. Послевоен. период развития авиации характеризуется созданием для ВВС реактивных самолетов, новейших транспортных самолетов, вертолетов и реактивных пассажирских лайнеров. ВВС получили новую мощную силовую установку, позволившую не только увеличить скорость и высоту полета, но и резко увеличить темпы развития. В 1945 начал выпускаться первый сов. истребитель МиГ (Микоян и Гуревич) с воздушно-реактивным двигателем, установленным в комбинации с обычным поршневым авиадвигателем. В последующем были созданы реактивные самолеты, превосходившие по своим летно-тактич. данным лучшие иностр. образцы: МиГ-9, МиГ-15, ЯК-15, ЛА-15 и др. На самолетах МиГ-15 и МиГ-17 достигнута сверхзвуковая скорость. В 1953-56 рекордные достижения скорости полета не превышали 1300 км/час, а высоты — 20 тыс. м; в 1960-61 летчиком-испытателем Г. К. Мосоловым достигнута высота более 34 700 м и летчиком-испытателем А. В. Федоровым получена макс. скорость полета — более 2700 км/час. Дальнейшее усиление двигат. установок позволило летать со скоростью, в 2-3 раза превышающей звуковую. Значительно возросли и др. показатели самолетов: скороподъемность, потолок, дальность, грузоподъемность, уменьшилась зависимость полета от метеоусловий и времени года.
=====
В советских ВВС устаревшие поршневые самолеты заменены современными реактивными, включая сверхзвук. стратегич. бомбардировщики. Самолеты вооружены ракетами (в т. ч. и управляемыми) с очень мощным ядерным зарядом, оснащены сложной радиотехникой, средствами обнаружения целей и наведения самолета и ракет на цель, что значительно повысило эффективность действий ВВС. На оснащение ВВС поступили совершенные оптич. и радиолокационные бомбардировочные прицелы, радиотехнич. системы, позволяющие бомбить цели, не заходя в зону ПВО, с больших высот и скоростей, днем и ночью, в сложных метеорологических условиях. Огромное развитие получили управляемые ракетные снаряды, ракеты ближнего, среднего и дальнего радиусов действия. Воен.-трансп. авиация вооружена новейшими воздушными кораблями и вертолетами, способными перевозить на большие расстояния и с большой скоростью не только личный боевой состав, но и автомашины, орудия, ракеты, танки.
=====
Несмотря на нек-рое количеств. уменьшение, ВВС продолжают оставаться одним из серьезных средств возд. нападения, в т. ч. и носителем ядерного оружия. Большое значение для нанесения ударов по подвижным, малоразмерным и внезапно появляющимся целям, к числу к-рых относятся и стартовые позиции ракет, имеет фронтовая авиация.
=====
ВВС капиталистических гос.-в в послевоенный период также перевооружены реактивной авиац. техникой, имеют (особенно в США) управляемые ракетные снаряды, ракеты различных классов. После 2-й мировой войны в США, а также в Англии значительно изменились взгляды на роль и предназначение ВВС в будущей войне. На основе "закона о национальной обороне", принятого в 1947 в США, наряду с усилением армии и флота, стали создаваться мощные ВВС, способные проводить самостоят. возд. операции по бомбардированию стратегич. и оперативных тылов, переброски возд. десантов, а также осуществлять поддержку войск и ВМФ. С образованием Североатлантич. и др. агрессивных воен. блоков США стали еще больше уделять внимания развитию стратегич. ВВС и авианосцам как средствам, способным применять атомное и термоядерное оружие, а также ракетному оружию, обеспечивающим, по их мнению, быструю победу в войне. Начиная с 1954 в Англии уделяется большое внимание развитию стратегич. бомбардировочной авиации наравне с тактической. Ее оснащают новыми тяжелыми реактивными самолетами, не уступающими по своим летно-тактич. данным нек-рым амер. реактивным стратегич. бомбардировщикам и способными наносить удары ядерным оружием. ВВС Франции преим. развивают тактич. авиацию (гл. обр. истребит.), предназнач. для поддержки сухопутных войск. Агрессивные круги США считают, что 3-я мировая война начнется массированным применением ядерного оружия ВВС и ракетными средствами с воздуха с одновременным развитием боевых действий на всех континентах; она сразу развернется на суше, в воздухе и на море, примет глобальный (мировой) и тотальный характер.
=====
Лит.: Авиация нашей Родины. Сб. ст., М., 1955; Военно-Воздушные Силы, М., 1959; Виноградов Р. И. и Минаев А. В., Краткий очерк развития самолетов в СССР, М., 1956; Данилевский В. В., Рус. техника, 2 изд., Л., 1948; Залуцкий Г. В., Выдающиеся рус. летчики М. Ефимов, П. Нестеров, Е. Крутень, К. Арцеулов, М., 1953; Лапчинский А. Н., Красный воздушный флот 1918-28, М., 1928; Симаков Б. Л. и Шипилов И. Ф., Воздушный флот Страны Советов. Краткий очерк истории авиации нашей Родины, М., 1958; Тимохович И. В., Сов. авиация в битве под Курском, М., 1959; Шестерикова Л., Даты истории отечественной авиации и воздухоплавания, М., 1953; Военно-возд. силы в современной войне. (По иностранным взглядам), М., 1957; Ли Э., Воздушная мощь, пер. с англ., М., 1958; Гейвин Д. М., Воздушно-десантная война, пер. с англ., М., 1957; Брофи А., Воздушные силы США, пер. с англ., М., 1957; Типпельскирх К., История второй мировой войны, пер. с нем., М., 1956; Итоги второй мировой войны. Сб. ст., пер. с нем., М., 1957; Мировая война 1939-1945 гг. Сб. ст., пер. с нем., М., 1957; Дёрр Г., Поход на Сталинград, пер. с нем., М., 1957; Мэтлофф М., Снелл Э., Стратегическое планирование в коалиционной войне 1941-1942 гг., пер. с англ., М., 1955; Промышленность Германии в период войны 1939-45 гг., пер. с нем., М., 1956; Жабров А. A., Аннотированный указатель лит-ры на рус. языке по авиации и воздухоплаванию за 50 лет. 1881-1931, М.-Л., 1933; Ржевский В. Д., Военно-воздушный флот. История, боевое применение и техника. Указатель литературы, М., 1942.
=====
А. Д. Цыкин. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru