Определение слова «Водно-моторный спорт»

Большой энциклопедический словарь:

ВОДНО-МОТОРНЫЙ СПОРТ — технический вид спорта, включающий скоростные соревнования и туризм на моторных судах. В Международном водно-моторном союзе (UIM; основан в 1922) ок. 50 стран (1992). Чемпионаты мира с 1920-х гг. в различных классах судов. В 1908 водно-моторный спорт входил в программу Олимпийских игр.

Большая советская энциклопедия:

Водно-моторный спорт
Технический вид спорта, включающий скоростные соревнования и туризм на моторных судах. Различают моторные суда спортивные, гоночные, надувные, с воздушным винтом и др. В зависимости от рабочего объёма (литража) двигателей или предельной суммарной массы корпуса и силовой установки типы судов разделены на классы, которые, помимо основных (см. таблицу), включают надувные суда, туристские суда с дизельными двигателями и др. Почти во всех типах предусмотрен так называемый неограниченный класс, допускающий большую свободу в выборе двигателя и корпуса. Все типы и классы гоночных судов обозначены международными буквенными индексами.
Основные типы и классы гоночных судов, принятые в СССР
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Тип                        | Класс                                  | Рабочий объем                  |
|                              |                                            | двигателя, см3                   |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| O                           |                                            |                                          |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Гоночные суда с    | OJ                                       | до 175                               |
| подвесными           | OA                                      | 175—250                           |
| моторами               | OB                                      | 250—350                           |
|                              | OC                                      | 350—500                           |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| S                           |                                            |                                          |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Спортивные суда   | SJ                                       | до 175                               |
| с подвесными        | SA                                      | 175—250                           |
| моторами               | SB                                      | 250—350                           |
|                              | SC                                      | 350—500                           |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| R                           |                                            |                                          |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Гоночные суда со  | R1                                       | до 1000                             |
| стационарными      | R2                                       | 1000—1500                        |
| двигателями          | R4                                       | 2000—2500                        |
|                              | R6                                       | 5000—7000                        |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| S                           |                                            |                                          |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Спортивные суда   | S1                                       | до 1000                             |
| со стационарными  | S2                                      | 1000—1500                        |
| двигателями          | S3                                       | 1500—2000                        |
|                              | S4                                       | 2000—2500                        |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рекорды скорости регистрируются на определённых дистанциях или «на время». Гонки проводятся по замкнутым (кольцевым) трассам, обозначаемым буями или знаками, обычно со стартом и финишем в одном месте. За рубежом распространены водные ралли, а также гонки в океане на большие дистанции. В.-м. с. способствует овладению техникой, вырабатывает быстроту реакции, находчивость; служит лучшим средством испытания новых конструкций в условиях гонок, способствует совершенствованию двигателей и судов. В Европе, Америке и Австралии В.-м. с. зародился в начале 20 в. и стал интенсивно развиваться после 1-й мировой войны. В 1903 англичанин С. Эдж развил рекордную скорость —31,46 км/ч. Абсолютный рекорд скорости (на 1 января 1970) принадлежит американцу Л. Тейлору (1967, судно с турбореактивным двигателем) —459,0 км/ч. Абсолютный рекорд мира на судне неограниченного класса со стационарным турбореактивным двигателем и погруженным гребным винтом установил (1962) американец Р. Деби — 322,54 км/ч. С 1967 по результатам 8—10 гонок, проводимых в разных странах, определяют чемпиона мира по океанским гонкам (чемпион 1969 — американец Дон Аронау). Значительную роль в развитии В.-м. с. сыграли англичане М. и Д. Кэмпбелл.
Наибольшее распространение В.-м. с. получил в ГДР, ФРГ, Италии, Франции, Бельгии, Швеции, Великобритании, США, Японии и др. В России первые гонки на моторных судах состоялись в 1904 в Петербурге; в 1907 — международные гонки на каютных моторных судах. В 1925 в СССР была организована секция В.-м. с. при Московском автоклубе. Впервые в 1938 было проведено личное первенство СССР по В.-м. с., общее командное первенство СССР состоялось в 1952; с 1956 они проводятся ежегодно. В развитие В.-м. с. в СССР большой вклад внесли Ю. В. Емельянов, П. А. Леонтьев, В. М. Жиров, Г. Б. Берзина, Р. Н. Шибаев и др. Советские спортсмены О. Гаврилов, В. Слинков, В. Исаков, Ю. Лилл, Р. Упатниекс, братья И. и П. Богдановы, В. Степанчиков, Е. Степанов и др. были рекордсменами и чемпионами СССР, призёрами международных соревнований. В.-м. с. в СССР руководит Федерация В.-м. с., входящая в Бюро всесоюзных федераций военно-технических видов спорта ДОСААФ. Организацией В.-м. с., разработкой правил, проведением соревнований и регистрацией мировых рекордов занимается созданный в 1922 Международный союз водно-моторного спорта (УИМ); Федерация В.-м. с. СССР входит в УИМ с 1969.
Лит.: Водно-моторный спорт, М., 1959.
Л. Е. Трегубенко.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru