Определение слова «Веркмейстер А.»

Музыкальная энциклопедия:

(Werckmeister) Андреас (30 XI 1645, Беннеккенштейн, близ Магдебурга — 26 X 1706, Хальберштадт, близ Магдебурга) — нем. муз. теоретик, акустик и органист. Учился у братьев отца — Иоганна Кристиана В. (в 1658-60) и Виктора В. (в 1662-64). С 1664 работал церк. органистом в разл. городах Германии, в т. ч. в Хальберштадте (с 1696), где занимал пост королевского инспектора оргбнов.
В. — один из создателей системы равномерной темперации; он разработал несколько вариантов темперированного строя клавишных инструментов. Возглавлял возникшее во 2-й пол. 17 в. течение среди нем. акустиков, стремившихся связать теорию акустики с практикой передового муз. иск-ва. В. был в числе первых нем. теоретиков, установивших определение ладов по их мажорному и минорному наклонению, боролся за использование в органо-клавирном иск-ве всей системы мажора-минора. Результаты своих акустич. изысканий, приведших к выработке им неск. вариантов темперации, В. изложил в ряде теоретич. трудов. Практич. задачей В. являлось устранение т.н. пифагоровой коммы; он стремился замкнуть квинтовый круг. Темперации В. были присущи оригинальные черты и прежде всего тенденция к установлению энгармонического равенства звуков, отсутствовавшего во всех созданных до него неравномерно-темперированных строях. Один из его последних вариантов наиболее близок к системе "равномерной темперации":

В. считал, что именно этот вариант наиболее удобен. X. Риман, рассматривая акустич. изыскания В. в историч. перспективе, отмечает, что они должны быть признаны первым сближением неравномерной темперации с равномерной. Как музыкант-практик, В. выдвинул не только новый метод настройки клавишных инструментов, но и требование упражняться в иск-ве модулирования. Смелые по новизне и целеустремлённости идеи В. нашли своё художеств. претворение в "Хорошо темперированном клавире" И. С. Баха, к-рый был знаком с его работами. В. расширил также круг муз. средств, связываемых с теми или иными аффектами (см. Аффектов теория), вводя в него тональность, темп, диссонанс, консонанс, регистр. Из муз.-теоретич. трудов В. наибольший интерес представляют: "Испытание оргбнов" ("Orgel-Probe...", Fr./M. — Lpz., 1681), переиздано под назв. "Дополненное и улучшенное издание Испытания оргбнов" ("Erweiterte und verbesserte Orgel-Probe", Fr./M. — Lpz., 1698) и "Музыкальная темперация" ("Musikalische Temperatur...", Fr./M. — Lpz., 1691).
Литература: Риман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, пер. с нем., М., 1898, о. 45-48; Шерман Н., Формирование равномерно- темперированного строя, М., 1964, с. 64-77; Seranky W., А. Werckmeister als Musiktheoretiker, в кн.: Festschrift Max Schneider, Halle, 1935; Dammann R., Zur Musiklehre des A. Werckmeister, "AfMw", XI, 1954.
И. M. Ямпольский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru