Определение слова «Верхарн»

Большой энциклопедический словарь:

ВЕРХАРН (Verhaeren) Эмиль (1855 -1916) — бельгийский поэт-символист (французский язык). В лирической трилогии (сборники "Вечера", 1888, "Крушения", 1888, "Черные факелы", 1891) — вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие разума. В сборниках "Обезумевшие деревни" (1893) — "Города-спруты" (1895) — осознание губительности для современной цивилизации социальных контрастов (в т. ч. город — деревня); одновременно возникает и мажорный урбанизм и социалистическая надежда (пьеса-утопия "Зори", 1898). Социальному героизму и доблести созидания (независимым от политических пристрастий) посвящены сборники "Буйные силы", (1902) и "Державные ритмы" (1910) — в которых современная жизнь явлена в образах страсти, жажды обновления, изобретения, протеста, гордости сознания силы. Философская ("Лики жизни", 1899) и интимная ("Часы", 1898-1902) — лирика.

Большая советская энциклопедия:

Верхарн
(Verhaeren)
Эмиль (21.5.1855, Сент-Аман, близ Антверпена, — 27.11.1916, Руан), бельгийский поэт, драматург и критик. Писал на французском языке. Окончил юридический факультет в г. Лувенс, был адвокатом. В 1883 вышла первая книга стихов В. «Фламандки», посвященная сельской Фландрии. В жизнеутверждающее звучание книги вплетается мотив тревоги художника-гуманиста, видевшего уродство человеческих отношений и в деревенском мире. В сборнике «Монахи» (1886) созданы стилизованные образы средневековых монахов. К 1887—90 относится период духовного кризиса В. В сборниках «Вечера» (1887), «Крушения» (1888), «Чёрные факелы» (1890), близких к декадентской поэзии, отражено трагическое восприятие жизни. В сборнике «Поля в бреду» (1893) В. отображал социальные процессы, стремясь осмыслить поглощение капиталистическим городом патриархальной деревни. В сборнике «Города-спруты» (1895) образ города дан как средоточие социальных контрастов. В. воспел народное восстание и революционный гнев как созидательную силу. Пьеса «Зори» (1898, русский перевод 1907) — наиболее яркое произведение В.-драматурга, выражающее мечту о братстве трудящихся всех стран, о социальной революции.
В сборниках «Лики жизни» (1899), «Буйные силы» (1902), «Многообразное сияние» (1906), «Державные ритмы» (1910) В. стремился воплотить в стихе всё многообразие человеческой созидательной деятельности, воспевал творчество, любовь, дерзание. Во время 1-й мировой войны В. писал патриотические стихи с элементами национализма (сборник «Алые крылья войны», 1916).
В. — автор критических работ о великих художниках (о Х. Рембрандте, 1904; П. Рубенсе, 1910) и писателях (У. Шекспире, Ж. Расине, В. Гюго), о французских и бельгийских символистах. В России сборники стихов В. выходили с 1906 («Стихи о современности») в переводе А. А. Блока, В. Я. Брюсова, М. А. Волошина, Г. А. Шенгели и др.
Соч.: CEuvres, t. 1—11, P., 1912—33: в рус. пер. — Драмы и проза, М., 1936; Избранное. Вступ. ст. Н. Рыковой, М., 195.).
Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958, с. 227—28, 765; Centenaire de Verhaeren, Brux., 1955; Emile Verhaeren. Poete et prophte du monde moderne, «Rencontres» (La Louvire), 1966, № 4 (спец. №); Culot J.-M., Bibliographie de E. Verhaeren, Brux., 1954.
М. Н. Ваксмахер.

Э. Верхарн.

Э. Верхарн. «Крестьяне». Из книги стихов «Фламандки» (Париж, 1917). Художник Ф. Мазерель.

Э. Верхарн. «Стихи о современности» (Москва, 1906). Обложка.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru