Определение слова «Веприк А. М.»

Музыкальная энциклопедия:

Александр Моисеевич (11 (23) VI 1899, Балта, ныне Одесской обл. — 13 X 1958, Москва) — сов. композитор, музыковед и педагог. Обучался композиции у А. М. Житомирского в Петрогр. консерватории (1918-21) и Н. Я. Мясковского в Моск. консерватории (1921-23). В 1923-43 преподавал инструментовку в Моск. консерватории (с 1930 профессор; в 1938-42 зав. кафедрой инструментовки). Совмещал педагогич. и творч. деятельность с муз.-обществ. и просветительской; участвовал в реорганизации муз. образования, был чл. редколлегии сб-ков "Мелос" (1917, 1918) и журн. "Музыкальное образование" (1925-29), работал в Музо Наркомпроса в Петрограде и был научным сотрудником Главпрофобра с 1925, с 1929 — ГАХНа, в 1930-32 действит. чл. ГАХНа и ГАИСа. В 1927 был послан для ознакомления с постановкой муз. образования в Австрию, Германию, Францию, где встречался с П. Хиндемитом, А. Шёнбергом, М. Равелем и А. Онеггером. Работал в Киргизии (1940).
В. создал произв. разных жанров, наиболее значительные — в симфоническом. Творчеству В. свойственны эмоциональная напряжённость, нац. характерный тематизм (еврейский, отличающийся яркой орнаментальностью, а также украинский и киргизский), высокое мастерство оркестровки, культура формы, тенденция к миниатюризму, оригинальное претворение традиций А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакова. Наряду с А. А. Крейном, М. Ф. Гнесиным и М. А. Мильнером был видным мастером евр. музыки ("Кадиш" — вокализ для голоса и фп., "Еврейские песни" — 2 на нар. тексты, 2 на сл. И. Фефера и И. Харика; все — 1926). Многое в творчестве В. роднит его с Б. Бартоком ("5 маленьких пьес для симф. орк." и др.). В теоретич. трудах и педагогич. практике В. показал зависимость орк. тембров и принципов орк. письма от особенностей муз. стиля и конкретных образных задач; в "Очерках..." дал характеристику развития орк. стилей от И. С. Баха до Д. Д. Шостаковича. Автор статей о С. С. Прокофьеве, Шёнберге, Хиндемите, Э. Кшенеке, Бартоке и др. (в журн. "Музыкальное образование", "Музыка и революция", "Пролетарский музыкант", "СМ").
Сочинения: опера — Токтогул (1940, Фрунзе; 2-я опера того же назв., совм. с А. Малдыбаевым, соч. 1949); для орк. и хора — Проклятие фашизму (1944), Народ-герой (1955); для оrк. — 2 симфонии (1931, 1938), Пляски и песни гетто (1927), Траурная песня (1932) и Песня ликования (1935, обе во 2-й ред. — 1958), 5 маленьких пьес для симф. оркестра (1930, 2-я ред. — 1957), сюита из оперы Токтогул (1942, 2-я ред. — 1958), Пастораль (1946; 2-я ред. — 1958), 2 поэмы (1957), Импровизация (1958); камерн. ансамбли — сюита для скрипки и фп. (1925), Рапсодия для альта и фп.(1926); для фп. — 3 сонаты (1922, 1924, 1928); пьесы для разл. инстр.; песни и романсы; музыка к кинофильму "Последняя ночь" (1936).
Литературные сочинения: К вопросу о классовой обусловленности оркестрового письма. О методах преподавания инструментовки, М., 1931; Трактовка инструментов оркестра, М., 1948, 1961; Очерки по вопросам оркестровых стилей, М., 1961.
Литература: Альшванг A., О творчестве А. Веприка, "СМ", 1933, No 4; Чулаки М., Книги А. М. Веприка, "СМ", 1962, No 12; Богданов-Березовский В., А. М. Веприк, М. — Л., 1964; его же, Композитор и учёный, "СМ", 1969, No 9; Дельсон В., А. М. Веприк, "МЖ", 1969, No 12.
В. Ю. Дельсон.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru