Определение слова «Вениамин II Благонравов»

Большая биографическая энциклопедия:

(Василий Антонович) — архиепископ Иркутский и Нерчинский.
Родился в 1825 году в Тамбовской губернии в семье священника.
В 1846 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии и поступил студентом в Казанскую духовную академию.
27 августа 1849 года (на последнем курсе академии) пострижен в монашество, а 9 октября того же года рукоположен во иеродиакона.
В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определен бакалавром той же академии на кафедру церковной истории и 20 ноября рукоположен во иеромонаха.
С 1852 года — помощник инспектора Казанской духовной академии.
28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита.
С 21 апреля 1857 года — профессор Казанской духовной академии.
21 января 1858 года назначен инспектором той же академии.
С 22 апреля 1858 года — ректор вновь открытой Томской духовной семинарии.
С 23 августа 1861 года — ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богородицкого Игрицкого монастыря.
20 мая 1862 года хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и назначен начальником Забайкальской духовной миссии.
4 июня 1868 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.
С 18 марта 1868 года — епископ Камчатский.
С 31 марта 1873 года — епископ Иркутский.
16 апреля 1878 года возведен в сан архиепископа.
30 августа 1887 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
В конце 1890 года избран почетным членом Московской духовной академии.
Скончался 2 февраля 1892 года. Погребен в Иркутском кафедральном соборе.
По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, архиепископ Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины.
Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его "махиной в 1001 лист", находя в нем сходство с арабскими сказками "Тысячи и одной ночи".
В его лекциях не было ни строгой научной системы, ни логического порядка, а все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п. Общий взгляд архиепископа Вениамина на науку выражался словами, которые он часто говорил студентам: "Что вы, господа, все хотите рассудком исследовать? В примраке-то лучше и спокойнее..." Очевидно, этими словами он хотел предупредить студентов, что не все в мире может быть познано рассудочным путем, и там, где тайна непостижима для разума, небезопасно освещать вопрос по своему личному разумению.
Во всяком случае, нельзя думать, что архиепископ Вениамин относился к науке без должного уважения. Упомянутый выше профессор Знаменский свидетельствует, что он носил в себе задатки настоящего ученого, но не имел времени предаться научной кабинетной работе, потому что занялся широкой и многотрудной практической деятельностью сначала по устройству вновь образованной Томской духовной семинарии, потом по управлению епархиями и по делам сибирских миссий.
Со времени назначения преосвященного Вениамина в Сибирь началась его благотворная миссионерская деятельность, имевшая важное историческое значение.
Под руководством владыки Вениамина Забайкальская духовная миссия вступила в новый блестящий период своей деятельности.
Шестилетние миссионерские труды архиепископа Вениамина в Забайкальской миссии (1862—1867 гг.) возбудили всеобщее сочувствие к миссии в Сибири и в европейской России. За это время он обратил к Православной Церкви 2000 язычников (бурят и тунгусов), несмотря на великие препятствия с разных сторон.
В Благовещенске он открыл духовную семинарию.
Более благотворной была деятельность преосвященного Вениамина на Иркутской кафедре, где он в течение 16 лет управления епархией обратил к Православию до 30 000 бурят.
Японской православной миссии архиепископ Вениамин предоставил пособие, давшее возможность продолжать просвещение японцев христианской верой.
В память празднования полуторавекового юбилея существования Иркутской епархии архиепископ Вениамин подал мысль об учреждении миссионерского стана во имя святителя Иннокентия с церковью и училищем для бурят.
Он исследовал вопрос о состоянии сибирского ламаизма, о других верованиях инородцев.
Отчеты преосвященного Вениамина о деятельности сибирских миссий за разные годы представляли собой драгоценные церковно-исторические этюды, без которых невозможно обойтись при изучении состояния сибирской церкви и сибирского ламаизма. Эти отчеты, а также и многие письма архипастыря содержали в себе лучшую научную разработку этого вопроса.
Труды:
Жизненные вопросы православной миссии в Сибири.
Огласительное поучение готовящимся ко Святому Крещению язычникам. Письма Вениамина, архиепископа Иркутского, к Казанскому архиепископу Владимиру. С предисловием и примечаниями К.В. Харламповича. — М., 1913.
Письма из Посольского монастыря. — СПб., 1865.
Переписка архиепископа Вениамина с К. П. Победоносцевым.
Труды православных миссий Восточной Сибири в 4-х частях.
Ламское идолопоклонническое суеверие в Восточной Сибири.
Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников.
Обязанности русского государства по обращению иноверцев и раскольников к Православной Русской Церкви.
Литература:
Никольский А., протоиерей. Забайкальская духовная миссия (1681 — 1903). Очерк истории православной миссии в Восточной Сибири. — М., 1904, с. 46, 51, 69, 70. Игнатьев А. А. 50 лет в строю. — М., 1953, с. 31.
Двадцатипятилетие епископского служения высокопреосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского и Нерчинского. — Иркутск, 1888. Памяти высокопреосвященного Вениамина, архиепископа Иркутского и Нерчинского. — Иркутск, 1892.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1395, 1401.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 373. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 557, 874.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 372. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 580.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 868.
Самарские епархиальные ведомости. — 1879, № 15, с. 294—295.
— 1886, № 13, с. 261. Церковные ведомости. — 1903, № 50, с. 1966.
— 1918, № 19—20, с. 110.
Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1891, № 41, с. 1427.
— 1892, № 7, с. 266—274.
Труды Киевской духовной академии. — 1873, февраль, с. 118—119.
Православный собеседник. — Казань, 1874, январь, с. 64—70.
— 1897, март, апрель, с. 180,186,191.
— 1898, январь, с. 50.
— 1901, январь, с. 104.
— 1902, сентябрь, с. 130.
— 1904, июль-август, с. 229.
— 1905, июль—август, с. 1, 2.
— 1915, май, с. 156—158.
Русский паломник. — 1889, № 42, с. 497—499.
— 1893, № 27, с. 430.
Исторический вестник. — 1882, октябрь, с. 20.
Церковный вестник. — 1891, № 8, с. 113;
№ 26, с. 410; № 36, с. 572; № 37, с. 588;
№ 43, с. 684.
Известия по Казанской епархии. — 1870, № 3, с. 72.
— 1873, № 5, с. 151—154: № 6, с. 168—172.
— 1886, № 12, с. 290; № 13, с. 330.
— 1887, № 12, с. 285.
Христианское чтение. — СПб., 1868, май, с. 728.
— 1874, июль, с. 566—572.
— 1875, июль, с. 531.
— 1891, март, с. 316.
Православное обозрение. — 1873, т. 3, с. 599, 603.
— 1874, т. 3, с. 244—245.
— 1876, т. 1, с. 586.
— 1877, март, с. 660—661; май, с. 531—532.
— 1878, январь, с. 313—314.
— 1886, сентябрь, с. 616—619.
— 1887, январь-апрель, с. 213—214, 59—608.
Русский архив. — кн. 1, № 2, с. 248; № 3, с. 399.
Князья церкви. (Из дневника А. Н. Львова) // Красный архив. — М., 1930, т. 2 (39), с. 116.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 63, 76.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912, т. 1, с. 55, 57. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 3, с. 294—297; т. 5, с. 1031; т. 8, с. 232.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 475, 955. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 1, с. 403.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru