Определение слова «Венецианская школа»

Большой энциклопедический словарь:

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА — 1) направление в музыкальном искусстве, сложившееся в Италии в 16-17 вв. Основоположник — А. Вилларт, представители — К. Меруло, А. и Дж. Габриели. Они создали монументально-декоративный стиль вокально-инструментальной полифонии в мессах, развивали мадригал, канцону, органные ричеркар, токкату и др. 2) Оперная школа 17 — нач. 18 вв., связанная с начальным этапом развития оперы. Крупнейшие представители — К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци, А. Кальдара, А. Вивальди.
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА — одна из художественных школ Италии. Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения во 2-й пол. 15-16 вв. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) и в 18 в. (Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.

Большая советская энциклопедия:

I
Венецианская школа
живописи, одна из главных живописных школ Италии. Пережила наибольший расцвет во 2-й половине 15—16 вв., в эпоху Возрождения (См. Возрождение), когда Венеция была богатой патрицианской республикой, крупным торговым центром Средиземноморья. Осознание чувственной полноты и красочности земного бытия, свойственное эпохе Возрождения, нашло в живописи В. ш. яркое художественное выражение. В. ш. выделяют преобладание живописных начал, совершенное владение пластически-выразительными возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита.
Начало развития В. ш. относится к 14 в., когда для неё характерно переплетение византийской и готической художественных традиций. Произведениям Паоло и Лоренцо Венециано присущи плоскостность изображений, отвлечённость золотых фонов, декоративная орнаментальность. Однако уже их отличает праздничная звучность чистых красок. В середине 15 в. в В. ш. появляются ренессансные тенденции, усиленные проникавшими через Падую флорентийскими влияниями. В работах мастеров раннего венецианского Возрождения (середина и 2-я половина 15 в.) — братьев Виварини, Якопо Беллини и особенно Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо — нарастают светские начала, усиливается стремление к реалистическому изображению окружающего мира, передаче пространства и объёма; традиционные религиозные сюжеты становятся поводом для увлечённого подробного рассказа о красочной повседневной жизни Венеции. Особое место занимает декоративно-утончённое готизирующее искусство К. Кривелли. В творчестве Антонелло да Мессина, принесшего в Венецию технику масляной живописи, и особенно Джованни Беллини намечается переход к искусству Высокого Возрождения. Наивная повествовательность уступает место стремлению к созданию обобщённой, синтетической картины мира, в которой полные этической значительности, величественные человеческие образы выступают в естественной гармонической связи с поэтически одухотворённой жизнью природы. Известная графическая сухость живописи середины 15 в. сменяется у Джованни Беллини более мягкой и свободной живописной манерой, гармонически целостной цветовой гаммой (см. Гамма красочная), основанной на тончайших градациях света и цвета, воздушности светотеневой лепки. В творчестве Джованни Беллини складываются классические формы ренессансной алтарной композиции. В. ш. достигает своей вершины в 1-й половине 16 в. в творчестве Джорджоне и Тициана, поднявших на новую ступень художественного завоевания венецианских мастеров 15 в. В произведениях Джорджоне находит классическое выражение тема гармонического единства человека и природы. В его исполненных лирической созерцательности жанрово-пейзажных станковых композициях идеально-прекрасные, гармонические образы людей, мягкая светоносная цветовая гамма, богатая воздушными переходами тонов, текучесть и музыкальность композиционных ритмов создают ощущение возвышенной поэзии и чувственной полноты бытия. В многогранном, полном мужественного жизнеутверждения творчестве Тициана находят наиболее полное выражение свойственные В. ш. красочное полнокровие и жизнерадостность образов, сочная чувственность живописи. Его наполненным бурной жизненной динамикой религиозным и мифологическим композициям, пейзажам присуще исключительное богатство ясной и звучной, эмоционально насыщенной цветовой гаммы, гармонически объединённой тёплым золотистым тоном. Особое место занимают портреты Тициана со свойственной им яркой обрисовкой внутренне сложных, но целостных человеческих характеров. Взятие турками Константинополя в 1453 приводит к постепенному падению торгового могущества Венеции. С середины 16 в. наступление распространившейся по Италии феодально-католической реакции вызывает кризис жизнеутверждающего ренессансного мировоззрения. В поздних произведениях Тициана появляются драматизм, острота раскрытия сложных психологических конфликтов; исполненная скрытого внутреннего горения сумрачная цветовая гамма, свободная, экспрессивная, пастозная манера живописи приобретают исключительную силу эмоциональной выразительности. Однако в ещё сохраняющей свою независимость и богатство Венецианской республике традиции искусства Возрождения удерживаются дольше, чем в др. частях Италии. В работах мастеров позднего венецианского Возрождения (2-я половина 16 в.) виртуозность воспроизведения красочного богатства мира, любовь к пышным, праздничным зрелищам, изображению нарядной многоликой толпы соседствуют с драматическим ощущением динамики и бескрайности природы, наполненной стихийными космическими силами, яркости духовных порывов больших человеческих масс (огромные по размерам декоративные полотна и фрески Паоло Веронезе, циклы картин Якопо Тинторетто). В сценах сельской жизни крупнейшего мастера венецианской Террафермы (прилегающих к Венеции областей материка) Якопо Бассано утверждаются красота и значительность трудового быта крестьян. Работам венецианских мастеров позднего Возрождения свойственны исключительное многообразие живописных манер, сложность и изощрённость цветовых сочетаний (богатая тончайшими переливами красок, изысканно-холодная серебристая гамма Веронезе, драматически суровый колорит Тинторетто с вырывающимися из мрака напряжёнными вспышками звонких цветовых пятен, сочная материальность и звучность цветовых сочетаний Я. Бассано). В сложных, противоречивых исканиях венецианских мастеров 2-й половины 16 в. складываются новые художественные формы и принципы, оказавшие огромное воздействие на развитие европейского искусства 17 в., зарождаются новые жанры — историческая, батальная и жанровая живопись, групповой портрет.
В 17 в. В. ш. переживает период творческого спада. В религиозных и жанровых композициях работавших в Венеции Д. Фетти, Б. Строцци, И. Лисса приёмы распространившейся в Италии живописи Барокко, отдельные реалистические наблюдения и влияние Караваджизма сосуществуют с традиционным для Венеции интересом к проблемам колорита. На рубеже 17 и 18 вв. С. Риччи создаёт эффектные барочные композиции. В полных динамики и драматизма пейзажах М. Риччи проявляется связь с «романтическим» искусством С. Розы и А. Маньяско.
Новый расцвет В. ш. относится к 18 в., когда сохраняющая свою государственную самостоятельность Венецианская республика становится одним из главных центров разделённой чужеземцами Италии. С этим временем связан расцвет венецианской монументально-декоративной живописи, сочетавшей в творчестве Дж. Б. Тьеполо жизнерадостную праздничность с барочной пространственной динамикой и изысканной лёгкостью колорита, родственной искусству Рококо. Развивается жанровая живопись, исполненная поэтической приподнятости у Дж. Б. Пьяццетты, острой жизненной наблюдательности и лёгкой иронии у П. Лонги. Широкое распространение получает ведущий своё начало от творчества Л. Карлевариса архитектурный пейзаж (так называемая ведута), тонко и документально точно передающий своеобразный облик Венеции с её окутанными воздушной дымкой узорными фасадами дворцов, каналами, пёстрой, праздничной толпой (Антонио Каналетто, Б. Беллотто). Интимностью и лиризмом отличаются камерные пейзажи Ф. Гварди со свойственными им лёгкими градациями света и цвета, прозрачностью цветовой гаммы, тонко воссоздающие своеобразную поэтическую атмосферу повседневной жизни Венеции. Пристальный интерес венецианских художников 18 в. к проблемам изображения световоздушной среды предвосхищает пленэрные искания (см. Пленэр) живописцев 19 в.
Лит.: Беренсон Б., Живописцы итальянского Возрождения, М., 1965: Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964; Колпинский Ю. Д., Искусство Венеции. XVI век, М., 1970: Pallucchini R.. La pittura veneziana del cinquecento, v. 1—2, Novara, 1944: его жe. La pittura veneta del quattrocento, Bologna, 1956: его же. La pittura veneziana del settecento, Venezia — Roma. [1960].
II
Венецианская школа
творческие направления в музыке, сложившиеся в Венеции в 16—18 вв. Наиболее характерные для В. ш. жанры — крупные вокально-инструментальные сочинения и опера. Основоположник школы — А. Вилларт, виднейшие представители — Дж. Габриели (конец 16 — начало 17 вв.), К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести и Дж. Легренци (17 в.), А. Вивальди и Б. Галуппи (18 в.). См. Италия, раздел Музыка.

Музыкальная энциклопедия:

Назв. нескольких направлений муз. творчества, сложившихся в Венеции в 16-17 вв. Центром В. ш. в 16 — нач. 17 вв. был собор св. Марка. В нём работали органистами и композиторами все осн. представители школы. Первыми капельмейстерами собора были: П. де Фосис (в 1491-1527), А. Вилларт (в 1527-62), К. де Pope (в 1563), Дж. Царлино (в 1565-90), Б. Донато (в 1590-1603), Дж. Кроче (в 1603-09), Ч. Мартиненго (в 1609-13), К. Монтеверди (в 1613-43); первыми органистами — Дж. Армонико (в 1516-51), А. Падовано (в 1552-64), К. Меруло (в 1564-84), А. Габриели (в 1585-86), Дж. Габриели (в 1586-1612); в числе вторых органистов К. Меруло (в 1557-64), А. Габриели (в 1564-65), Дж. Габриели (в 1565-86). Основоположником В. ш. был А. Вилларт, нидерландец по происхождению, автор мотетов, ричеркаров для инстр. ансамблей, многохорных сочинений и канцон в нар. духе. Вилларт и его ученики и последователи, в особенности А. и Дж. Габриели, объединив достижения нидерл. полифонистов и местные нац. традиции (нар. песня, гомофонное сложение, многохорность), создали новый высокоразвитый монументально-декоративный стиль вок. полифонии, характеризующийся пышностью, колористич. богатством, полнотой звучания. В отличие от композиторов римской папской капеллы, они нередко усиливали вок. голоса орк. инструментами. В их сочинениях постоянно использовалось разделение хора и оркестра на противопоставлявшиеся друг другу группы, временами сливавшиеся в мощном общем звучании; привлекались оба имевшихся в соборе органа, также противостоявшие друг другу. Хотя большинство подобных сочинений писалось на духовные тексты ("Священные симфонии" Дж. Габриели), их музыка отражала типичное для эпохи полнокровное оптимистич. мировосприятие, упоение богатством и красочностью действительности. Музыка эта была родственна современной ей венецианской живописи — творениям Тициана, Веронезе. Не случайно Дж. Габриели называли "музыкальным Тицианом Венеции".
Те же устремления проступали и в др. жанрах. Осн. жанр светской вок. музыки — мадригал — вслед за Виллартом развивали его ученики Н. Вичентино и К. де Pope. Мадригал становится у них более выразительным, насыщается хроматикой. Как шуточные подражания нар. песням создаются многогол. канцоны (А. Вилларт, А. Габриели, Б. Донато, К. Меруло), к-рые оказали влияние на формирование мадригальной комедии и оперной арии. В области орг. музыки основы В. ш. заложил К. Меруло, старые орг. жанры ричеркара, канцоны, токкаты развивали А. и Дж. Габриели, К. Меруло и др. Уже у Меруло органная музыка насыщается контрастами, драматизируется, у Дж. Габриели внутри ричеркара формируется новый жанр — фуга.
В 17 в. центром В. ш. становится первый в истории общедоступный (платный) оперный театр, открытый в 1637. Главой В. ш. в области оперы был К. Монтеверди; его последователи в этом жанре — Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Ф. Гросси, Дж. Легренци, А. Кальдара, А. Страделла, А. Вивальди и др. Для венецианской оперы 17 в. характерно преобладание историч. сюжетов. Стремление к особой выразительности мелодии, её драматизации (особенно в операх Монтеверди "Возвращение Улисса", 1641, и "Коронация Поппеи", 1642) сочетается с традициями bel canto. Господствуют закруглённые сольные формы (ария, дуэт, реже терцет и квартет); наряду с ариями в сопровождении генерал-баса появляются арии с орк. сопровождением, с концертирующими инструментами; новым выразительным средством явился аккомпанированный речитатив, применявшийся в моменты высшего драматического напряжения.
Литература: Winterfeld G. von, J. Gabrieli und sein Zeitalter, Bd 1-3, В., 1834, Nachdruck, Hildesheim, 1965; Caffi Fr., Storia della musica sacra nella giа cappella ducale di S. Marco in Venezia dal 1318 al 1797, v. 1-2, Venezia, 1854-55, facsim., Roma, 1936; Sandberger A., Zur venetianischen Oper, Jahrbuch der Musikbibliothek Peters, Jahrg. XXXI-XXXII, 1924-25; Wolff H. Chr., Die venezianische Oper in der 2. Hдlfte des 17. Jahrhunderts, В., 1937; Towneley W. S., Venetian opera in the 17th century, Oxf., 1954; Worsthorne S. T., Venetian opera in the 17th century, Oxf., 1954; Оsthоff W., Maske und Musik. Die Gestaltwerdung der Oper in Venedig, "Castrum Peregrini", Jahrg. 65, 1964.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru