Определение слова «ВЕЛЬХАУЗЕН»

Большой энциклопедический словарь:

ВЕЛЬХАУЗЕН (Wellhausen) Юлиус (1844-1918) — немецкий востоковед. Труды по древней истории евреев, средневековой истории арабов, исламоведению.

Большая советская энциклопедия:

Вельхаузен
Велльгаузен (Wellhausen) Юлиус (17.5.1844, Хамельн, — 7.1.1918, Гёттинген), немецкий востоковед. В 1878 опубликовал труд по истории Израиля, составивший эпоху в истории ветхозаветной библейской критики. Доказал, что главная часть так называемого Моисеева закона (он назвал её Жреческим кодексом) была написана группой жрецов в вавилонском плену, то есть не ранее 6 в. до н. э. В исследованиях домусульманской религии арабов В. установил ряд сходных черт с древнеизраильской религией. В работах по исламоведению значительное внимание уделял не только религиозным, но и социально-экономическим проблемам древней и средневековой истории арабов.
Соч.: Geschichte Israels, В., 1878 (в последующих изд. — Prolegomena zur Geschichte Israels, 6 Ausg., В., 1905); Muhammed in Medina, В., 1882; Reste arabischen Heiden-turns, B., 1887; Die religios-politischen Oppositionsparteien im alten Islam, G5tt., 1901; Das arabische Reichund sein Sturz, B., 1902; Tsraelitischeundjudische Geschichte, 9 Aufl., B., 1958; в рус. пер. — Введение в историю Израиля, СПБ, 1909.
Лит.: Никольский Н. М., Проблемы критики Библии в советской науке, «Вестник древней истории», 1938, № 1, с. 30—44; Becker С. Н., Julius Wellhausen, в его кн.: Islamstudien, Bd 2, Lpz., 1932; Fuck J., Die arabischen Studien in Europa, Lpz., 1955.
Д. Г. Редер, М. А. Батунский.

Советская историческая энциклопедия:

Вельгаузен (Wellhausen), Юлиус (17.V.1844 — 7.I.1918) — нем. востоковед, исследователь др. истории евреев и ср.-век. истории арабов. С 1872 занимал кафедру теологии в Грейфсвальде, с 1882 — проф. вост. языков в Галле, с 1885 — в Марбурге, с 1892 — в Гёттингене. В 1878 опубликовал свой осн. труд "История Израиля" ("Geschichte Israels", в последующих изданиях — "Prolegomena zur Geschichte Israels"), составивший эпоху в истории ветхозаветной библейской критики. Опираясь на работы своих предшественников — де Ветте, И. К. В. Фатке, Э. Рейса и К. Г. Графа, В. обосновал положение о том, что гл. часть т. н. Моисеева закона (он назвал ее Жреческим кодексом) была написана группой жрецов в вавилонском плену, т. е. не раньше 6 в. до н. э. Этим была в осн. чертах завершена историч. картина действительного происхождения ветхозаветного Шестикнижия (т. е. Пятикнижия, с присоединенной к нему книгой Иисуса Навина) и нанесен сокрушит. удар иудейско-христианской традиции в этом вопросе, рассматривавшей "Моисеев закон" не как совокупность установлений разных эпох, а как предписания, полученные Моисеем от бога. Теория В. вызвала сильнейшие нападки на него со стороны апологетов иудаизма и христианства; несмотря на ее безусловную научную обоснованность, она и теперь является предметом острой борьбы в бурж. историч. и библейско-критич. лит-ре.
=====
Соч.: Das arabische Reich und sein Sturz, В., 1902; Israelitische und jdische Geschichte, 9 Aufl., В., 1958; в рус. пер. — Введение в историю Израиля, СПБ, 1909.
=====
Д. Г. Редер. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru