Определение слова «Ведическая религия»

Большой энциклопедический словарь:

ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ (ведийская религия) — ранняя стадия формирования индийской религии индуизм. Носителями ведической религии были индоарийские племена. Известна главным образом по ведам. Характерная черта — обожествление сил природы, часто в мифологических, неопределенно очерченных образах. Основа культа — жертвоприношения, сопровождаемые сложным ритуалом, выполняемым брахманами, большое значение имели магические обряды. Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома. Из ведической религии развился брахманизм.

Большая советская энциклопедия:

Ведическая религия
Религиозные верования древних индийцев периода разложения первобытнообщинного строя и складывания классового общества, нашедшие отражение в древнейших индийских литературных памятниках — Ведах (См. Веды). Основными чертами В. р. было обожествление сил природы, анимизм и первобытная магия. Главными богами в В. р. были бог неба Варуна, богиня матери-земли Притхиви; боги солнца под именами Сурья, Савитар, Митра, Вишну, Пушан; бог луны Сома; бог бури Рудра; бог-громовержец Индра; бог огня Агни и др. Матерью богов почиталась богиня Адити. Боги, по представлению индийцев, находились в постоянной войне со злыми демонами асурами. Боги и демоны, почти без исключения, почитались непосредственно как явления природы. С ростом имущественного и общественного неравенства боги стали олицетворять не только природу, но и общественные силы, например Индра стал выступать как царь богов и как бог войны, Варуна — как блюститель порядка. В. р. стала освящать общественное неравенство людей. Культ богов заключался в жертвоприношениях, сопровождаемых произнесением гимнов богам и магических формул, выражавших просьбу к божеству. Жрецы образовали отдельное сословие — варну Брахманов. Некоторые положения В. р. (священный характер Вед, избранность высших варн, культ богов Вишну, Рудры-Шивы и др.) сохраняются и в современном индуизме. Поздневедическую религию часто называют брахманизмом.
Лит.: Пятигорский А. М., Материалы по истории индийской философии, М., 1962; Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф., Древняя Индия, М., 1969, гл. 6; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Keith А. В., Religion and philosophy of the Veda and Upanishads, Camb. — L., 1925 (Harvard oriental series, v. 31—32).
Л. М. Осипов.

Советская историческая энциклопедия:

Религ. воззрения древних индийцев, нашедшие отражение в древних лит. памятниках — Ведах. В. р. выражалась в почитании и обожествлении сил природы и отражала уровень общества, находившегося в процессе разложения первобытнообщинных отношений. Гл. богами в В. р. были бог неба Дьяус, или Варуна, богиня матери-земли — Притхиви; боги солнца — Сурья, Савитар, Митра, Вишну, Пушан; бог бури — Рудра; бог грозы — Индра; бог огня — Агни и др. Матерью богов почиталась богиня Адити. Боги, по представлению индийцев, находились в постоянной войне со злыми демонами — асурами.
=====
С ростом имущественного и обществ. неравенства у древних индийцев боги стали олицетворять не только природу, но и обществ. силы. Индра стал выступать и как бог войны, Варуна — как блюститель порядка, Агни — как посредник между людьми и богами и жрец у др. богов и т. п. Появилась идея о том, что за содеянное на земле люди получат воздаяние в загробной жизни: ад — "грешники" (с точки зрения морали нарождавшегося клас. общества), наслаждение на небесах — "праведники". Религ. обряд состоял в приношении жертвы, молитвах и культе предков (питаров). Обрядом жертвы, приносимой от лица племени или рода, руководили или их вожди или спец. жрецы (брахманы); им помогали слагатели и певцы гимнов — "риши". Умерших или хоронили в земле или же сжигали на костре. В Ведах нет упоминаний о наличии храмов и об изображениях богов, а жертвенники сооружались, когда совершался обряд жертвоприношения. Мн. черты В. р. вошли в брахманизм.
=====
Лит.: Ильин Г. Ф., Религии др. Индии, М., 1959; Барт А., Религии Индии, пер. с франц., М., 1897; Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; The history and culture of the Indian people, ed. by R. C. Majumdar, v. 1, The Vedic age, Bombay, 1952.
=====
А. М. Осипов. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru