Определение слова «Василий Великий»

Большая биографическая энциклопедия:

Василий Великий
(Василий Кесарийский) (около 330 — 379), христианский церковный деятель, богослов, отец Церкви. Брат Григория Нисского, друг Григория Богослова, вместе с которым изучал философию в Афинах. С 370 епископ г. Кесария (Малая Азия), где создал обширные благотворительные учреждения. Сыграл видную роль в победе православной традиции над арианством и преобразовании церковного богослужения (с именем Василия Великого связана одна из основных литургий Восточной церкви). В «Шестодневе», популярном в средние века, изложил принципы христианской космологии.

Большая советская энциклопедия:

Василий Великий
Василий Кесарийский (Basleios Mgas, Basleios Kaisarias) (около 330, Кесария Каппадокийская, — 1.1.379, там же), христианский церковный деятель, один из отцов церкви (См. Отцы церкви). С 370 епископ Кесарии Каппадокийской. В. В. принадлежал к тем кругам восточно-римской знати, которые безоговорочно примкнули к ортодоксальному христианству. Стремясь к консолидации сил христианства, выступал против арианства (См. Арианство), проповедовал аскетизм, поддерживал монашество. Отстаивал независимость церкви от императора. Считал возможным «полезное использование» в интересах христианства античной культуры (проповедь «К юношеству»). Основные сочинения В. В.: «Любомудрие» (составленная совместно с Григорием Богословом антология сочинений Оригена), «Против Евномия» (опровержение арианского учения), беседы (в том числе «Шестоднев», в котором изложены принципы христианской космогонии). Сочинения В. В. (особенно «Любомудрие» и «Шестоднев»), переведённые на славянские языки, служили источником для знакомства с античными мыслителями, которых обильно цитировал В. В. Особенно важный источник для истории церковной борьбы в империи 4 в. — Письма В. В. (около 250).
Соч.: Patrologia Graeca, ed. J. P. Migne, t. 29—32, P., 1912; Lettres, v. 1-3, P., 1957—1966; в рус. пер. — Творения иже во святых отца нашего Василия Великого..., в кн.: Творения святых отцов, т. 5—II, М., 1843—1915.
Лит.: Allard P., Saint Basile, 4 ed., P., 1903: Trelicker B., Politische und sozialgeschichtliche Studien zu den Basilius-Briefen, Mnch., 1961; Dehnhard Н., Das Problem der Abhngigkeit des Basilius. von Plotin, B., 1964.
А. П. Каждан.

Словарь по культурологии:

Василий Кесарийский ; ок. 330, Кесария Каппадокийская, — 1 янв. 379, там же), греческий церковный деятель, мыслитель и писатель, видный представитель патристики. Родился в образованной и состоятельной семье, уже в течение ряда поколений исповедовавшей христианство и пользовавшейся в малоазийской провинции Каипадокии большим влиянием; его братом был Григорий Нисский. В. В. учился риторике и философии в Кесарии, в Константинополе, затем в Афинах, где на всю жизнь подружился с Григорием Богословом. Вернувшись в Кесарию, некоторое время преподавал риторику, но затем крестился и отправился в странствие к очагам монашеской жизни в Сирии, Палестине, Египте и Месопотамии, сам основал общину аскетов в пустыне близ Неокесарии, написал монашеский устав (в двух редакциях — пространной и краткой), оказавший широкое влияние на становление средневековой монашеской культуры, составил вместе с Григорием Богословом антологию аскетических текстов Оригена (названию которой — «Добротолюбие» — суждено было сыграть важную роль в истории аскетики православия). С 364 г. священник в Кесарии, с 370 — епископ этого города, митрополит Капнадокии и экзарх другой провинции — Понта. Вокруг В. В. складывается т. н. каппадокийский кружок; сам В. В. возглавляет в обшецерковном масштабе сопротивление поощряемому светской властью арианству, широко организует каритативную деятельность, упорядочивает богослужение.
Мышление В. В. имеет менее умозрительный и более практический характер, чем это было у его окружения (особенно у Григория Нисского). На первом месте стоит моральное поучение, долженствующее (согласно платонической концепции духовного восхождения) очистить ум (нус) и подготовить его к созерцанию умопостигаемой реальности; характерно, что у Оригена В. В. берет именно его аскетику. Вопросы абстрактной философской теории попадают в поле зрения В. В. по связи с утилитарными нуждами актуальных догматических споров. Так, в трактате «О Святом Духе» введены мотивы неоплатонизма и даже парафразы из Плотина. Спор с Евномием, утверждавшим в ходе апологии арианства, что человеческий интеллект непосредственно познает сущность Бога, а потому эпитеты Бога либо фиксируют эту сущность с полной адекватностью, либо представляют собой не более как простые метафоры, так что третьего не дано, побудил В. В. не только развивать идеи христианско-платонической апофатики (см. ст. «Теология апофатическая») и теорию символа, но также осуществить классификацию типов «имен» («отрешенные» имена, обозначающие предмет сам по себе однако не по сущности, а по свойствам; имена, характеризующие предмет через его отношение к другим предметам; обозначения через отрицание; обозначения по аналогии), подготавливая доктрину Псевдо-Дионисия Ареопагита об «именах Божьих». Но для В. В. более характерен интерес к популярным космологическим темам, напр., к учению о симпатии всех вещей и цепи космических соответствий в духе Посидония, которое соединяется у него с христианским креационизмом. Его толкование на рассказ библейской Кн. Бытия о шести днях творения основали богатую традицию средневековых «Шестодиевов» и повлияли на распространенные космологические и естественнонаучные представления последующих столетий (в частности, у славянских народов). Космос, по В. В., разделен на 2 части — погруженный в поток времени мир чувственных тел и надвременной, умопостигаемый мир ангельских чинов; их общая основа — свет, природа которого одновременно умопостигаемая и чувственная, их средостение — небесная твердь, проницаемая для света и непроницаемая для времени. Библейское «в начале» стоит по ту сторону времени; исток времени причастен вечности, соединяя время (как вторичное) с вечностью — мысль, восходящая к пифагореизму и к «Тимсю» Платона.
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Советская историческая энциклопедия:

См. Василий Кесарийский.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Василий Великий

Новая философская энциклопедия:

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ ( ) (ок. 329, Кесария Каппадокийская – 1 января 379, там же) – греческий церковный деятель, писатель и богослов, глава каппадокийского кружка, один из трех (наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом) святителей православной церкви. Родился в благочестивой христианской семье. Учился сначала в Кесарии, в Константинополе, затем изучал философию в Афинах. По возвращении (ок. 356) после краткого периода занятий риторикой был крещен и решил посвятить себя подвижничеству. С несколькими друзьями основал монашескую общину недалеко от Неокесарии на Понте. Для изучения монашеской жизни предпринял поездку по Сирии, Палестине, Египту и Месопотамии. По возвращении вместе с Григорием Богословом составил «Филокалию» – антологию сочинений Оригена – и монашеские «Правила». В 364 принял священнический сан, а в 370 стал епископом Кесарии Каппадокийской, что одновременно давало ему сан митрополита Каппадокии и экзарха Понта. Отличался широтой своей пастырской и благотворительной деятельности, но особенно важной была его борьба против арианства [АРИАНСТВО], поддерживаемого императором Валентом и официальными кругами Константинополя. Его церковная и богословская стратегия – это стремление объединить против арианства, с одной стороны, полуариан, с другой – сторонников староникейской партии с помощью примиряющего определения Божественного триединства: «три ипостаси в одной сущности». Первым разграничил термины «сущность» и «ипостась», прежде употреблявшиеся синонимически для обозначения единства Бога: термин «ипостась» он использовал для обозначения троичности лиц, а термин «сущность» – для обозначения Божественного единства. Тем самым он избежал двух крайностей: савеллианского слияния лиц и арианского разделения их.
Богословская и литературная деятельность Василия Великого определялась во многом его практическими интересами как пастыря и церковного руководителя. В его космологии прослеживается влияние платонической традиции (комментария Посидония на платоновский «Тимей»), в тринитарном богословии он использует средства аристотелевской логики, наконец, его описание действий Святого Духа тесно связано с представлениями Плотина о мировой душе.
Полемический трактат «Против Евномия» направлен против крайних ариан (аномеев) и защищает божественность и единосущность Сына Отцу. Если Евномий считал, что сущность Бога можно познать через понятие его нерожденности (в отличие от сотворенного им мира и рожденного Сына, Бог не имеет начала и источника своего существования), то Василий подчеркивает, что Бога мы можем познавать только по его проявлениям, сущность же его остается трансцендентной. Рожденность Сына означает не возникновение его из небытия, а его вечное рождение Отцом.
Наряду с Афанасием Александрийским Василий Великий положил начало богословию Святого Духа – до этого богословская традиция ограничивалась лишь упоминаниями о нем. В обширном догматическом послании «О Святом Духе» он утверждает божественность Святого Духа, не употребляя, однако, слов «единосущный Отцу» и «Бог», чтобы избежать жесткой реакции со стороны ариан.
Монашеские «Правила», дошедшие до нас в двух редакциях – краткой и пространной, и другие аскетические сочинения Василия Великого аккумулируют опыт, приобретенный им во время жизни в общине, в поездках по центрам восточного монашества и во время наблюдения за монастырями Каппадокии. Он предпочитает общежительную форму монашества, поскольку только в киновии может быть осуществлена заповедь братской любви. «Правила» оказали решающее влияние на развитие и организацию восточного монашества, а на Западе были восприняты через Бенедикта Нурсийского, использовавшего их в своем «Уставе».
Сохранившиеся гомилии и речи Василия посвящены, гл. о., этическим и социальным вопросам. Выдающееся среди них место занимают девять великопостных гомилий на Шестоднев (рассказ о шести днях творения по книге Бытия), в которых строго креационистское понимание космогонии сочетается с популярными космологическими и естественно-научными представлениями античности. Особняком в его наследии стоит послание «К юношам» о пользе чтения языческой литературы: хотя греческая классическая литература и уступает Писанию, однако она полезна в воспитании, и следует отбирать из нее все то, что этому способствует; представление это значительно повлияло на позицию Церкви по отношению к античному культурному наследию.
Сочинения:
1. MPG, t. 29–32. Р., 1857–66;
2. Traitй du Saint-Esprit. P., 1947;
3. Homйlies sur l’Hйxameron. P., 1949;
4. Aux jeunes gens sur la maniиre de tirer profit des lettres hellйniques. P., 1952;
5. Lettres, 3 vol. P., 1957–66;
6. Contre Eunome, 2 vol. P., 1982–83;
7. в рус. пер.: Творения... т. 1–3. СПб., 1911.
Литература:
1. Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. 1. Сергиев Посад, 1906;
2. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви, т. 2. СПб., 1882;
3. Amand D. L’ascиse monastique de saint Basile. Maredsous, 1948;
4. Backus J.D. Lectures humanistes de Basile de Cйsarйe. P., 1990;
5. Giet S. Les Idйes et l’action sociale de saint Basile. P., 1941;
6. Gribomont J. Saint Basile. Йvangile et Йglise, 2 vol, Abbaye de Bellefontaine, 1984;
7. Treuker B. Politische und sozialgeschichtliche Studien zu den Basilius-Briefen. Mьnch., 1961;
8. Dehnard H. Das Problem der Abhдngigkeit des Basilius von Plotin. В., 1964;
9. Angeli A. Basilio di Cesarea. Mil., 1968.
А.В.Иванченко

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru