Определение слова «"ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ"»

Новая философская энциклопедия:

«ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ» (санскр. Vaieika-stra) – собрание афоризмов школы вайшешика [ВАЙШЕШИКА], приписываемое легендарному мудрецу по прозвищу Канада, или Канабхудж («поедающий зерна/атомы»). Филологический анализ вычленяет в «Вайшешика-сутрах» разные временные пласты, древнейшие из которых датируются началом нашей эры, а последние – 5–6 вв. Ранние комментарии к «Вайшешика-сутрам» не сохранились (известны лишь их названия: «Вакья», «Катанди»). До сер. 1950-х гг. самым древним из комментариев к «Вайшешика-сутрам» считался «Упаскара», созданный логиком 15 в. Шанкарамишрой. В 1957 А.Тхакур опубликовал анонимный комментарий «Вьякхья» (ок. 13 в.), а в 1961 пандит Джамбувиджая издал найденный им, возможно, еще более ранний комментарий Чандрананды «Вритти», который датируется в широких пределах от 6 до 14 в. В 1985 А.Тхакур издал комментарий Вадиндры Бхатты «Вайшешика-варттика» (ок. 13 в.).
В 19 в. появляются комментарии, которые сопровождают издание «Вайшешика-сутр», – «Таркапанчанана» Джаянараяны, «Таркаланкара» Чандраканты, в 20 в. – «Видьямартанда» Брахмамуни, «Расаяна» Т.Вирагхавачарья и др. В связи с переводом «Вайшешика-сутр» на индийские языки появляются «Канадарахасья» Чандраканты (кон. 19 в.), «Бхашья» Девадатты (1898), «Таркаратха» Бхаттачатрьи (1906) и др.
Кроме «посутровых» комментариев к «Вайшешика-сутрам», авторитетом комментария пользуется и систематическое сочинение Прашастапады [ПРАШАСТАПАДА]«Падартха-дхарма-сантраха» (6 в.), которое иногда называют «Прашастапада Бхашья» (Комментарий Прашастапады).
«Вайшешика-сутры» состоят из 10 книг, восемь из которых делятся на две части, точнее, два «дневных урока» (ахника). Композиция сутр отражает мнемонический характер текста, отсюда отсутствие строгого плана изложения и «циркулирующее» пересечение топиков. В 1-й части 1-й книги формулируется цель труда: объяснение дхармы [ДХАРМА],определяемой как конечное благо человека, затем перечисляются категории субстанции (дравья [ДРАВЬЯ]),качества (гуна [ГУН])и движения (карма [КАРМА])и дается их сравнительный анализ (через выявление сходства и различия). Во 2-й части анализу подвергаются понятия общего (саманья [САМАНЬЯ]),особенного (вишеша [ВИШЕША])и бытия (сатта [САТТА]). Однако, судя по комментарию Чандрананды, этим понятиям еще не придан статус отдельных категорий. 1-я часть 2-й книги содержит перечисление девяти видов субстанции, затем рассматриваются качества, которые служат выводным знаком (линга) субстанции ветра и акаши. Обсуждение качеств и доказательство существования субстанций (времени и места-направления) продолжается и во 2-й части, которая завершается дискуссией с мимансой о природе звука. 1-я часть 3-й книги содержит доказательство существования Аммана и чужой одушевленности, 2-я часть посвящена логическому выведению существования манаса [МАНАС]и другим выводным знакам Атмана, здесь же утверждается множественность Атманов. В 1-й части 4-й книги обсуждается природа «вечного» (атомов), условия и механизм чувственного восприятия (пратьякша [ПРАТЬЯКША]),во 2-й части дается классификация невечных субстанций и доказывается составленность тела человека и животных только из атомов земли. 1-я и 2-я части 5-й книги посвящены классификации видов движения, а также дискуссии о природе темноты (тамас). В 6-й книге содержится полемика против идеи мимансы о вечности слова Вед и рассуждение о дхарме, адхарме [АДХАРМА]и мокше. В 1-й части 7-й книги рассматривается еще одна классификация качеств, во 2-й части – общее и особенное в связи с единством (экатва) и отдельностью (притхактва), а также проблема контакта (полемика с мимансой по поводу характера связи между словом и его референтом). В обеих частях 8-й книги исследуются условия познания основных категорий. В 1-й части 9-й книги предлагается классификация типов небытия (абхава [АБХАВА])и способов их познания, во 2-й части – классификация разных модусов «среднего термина» (хету [ХЕТУ])и других условий логического вывода, доказывается, что словесное свидетельство (шабда [ШАБДА])и аналогия (упамана [УПАМАНА])сводятся к логическому выводу, анализируются формы и условия недостоверного знания (память, сновидение). В 1-й части 10-й книги рассматривается природа удовольствия и страдания и доказывается, что они не являются формами познания, во 2-й обсуждаются понятия причины и следствия
Литература:
1. The Vaiњeika Stras of Kaa with the Commentary of Sakaramiњra and Extracts from the Gloss of Jayan r yanna together with Notes from the Commentary of Candrak nta and an Introduction by the Translator, transl. Nandalal Sinha. Allahabad, 1911;
2. Vaiњeikadarњana of Kaa with an anonymous commentary, ed. by A. Triakur. Darbhanga, 1957;
3. Vaiњeika Stras with the Commentary of Candrannda, ed. Jambuvijaya. Baroda, 1961;
4. Vaiњeikadarњanam, ed. A.Thakur. Darbhanga, 1985.
В.Г.Лысенко

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru