Определение слова «вагоноопрокидыватель»

Большая советская энциклопедия:

Вагоноопрокидыватель
Сооружение для механизированной разгрузки насыпных грузов из ж.-д. грузовых вагонов опрокидыванием или наклоном их в поперечном либо продольном направлениях. По способу разгрузки различают: боковые, торцевые и комбинированные В. Боковые В. бывают башенные и роторные (рис.). Башенные В. поворачивают вагон вокруг оси, лежащей вне вагона; роторные В., наоборот, — вокруг оси, почти совпадающей с геометрической продольной осью полувагона. Торцевые В. обеспечивают продольный наклон вагона и используются для разгрузки подвижного состава с раскрывающимися торцевыми стенами. Комбинированные В. наклоняют вагон в поперечном и продольном направлениях. В. — наиболее эффективное средство механизации с темпом выгрузки 20—30 вагонов в 1 ч.
В России В. применялись уже с конца 19 в., когда в Мариупольском порту (ныне порт Жданов) были установлены 2 торцевых В., которые являлись по тому времени большим достижением подъёмно-транспортной техники. В СССР свыше 90% В. — роторные стационарные. Они обеспечивают выгрузку из 4-осных и 6-осных полувагонов поворотом их на 170—175°. В сравнении с др. В. роторные имеют в несколько раз меньшую мощность электропривода и наивысшую производительность (30 циклов в 1 ч), однако требуют заглубленных приёмных бункеров с соответствующей системой конвейерных линий. Передвижные В. (роторные и башенные) служат для выгрузки из полувагонов насыпных грузов в заглубленные и незаглублённые приёмные траншейные устройства. Преимущество передвижных В. — возможность разгрузки вагонов на различных участках склада, рудного двора (См. Рудный двор) и др.
Область эффективного использования В.: коксохимические и металлургические заводы, тепловые электростанции, крупные предприятия строительной индустрии, тяжёлого машиностроения, а также пункты перевалки грузов (морские и речные порты) при годовой выгрузке однородных грузов около 1 млн. т. Ведутся (1971) работы по созданию В. для выгрузки большегрузных 8-осных вагонов, В. с виброустройствами для механизированного удаления остатков грузов, а также систем для автоматизации операций выгрузки полувагонов на роторном В. (надвигательная установка, выталкивание и т.п.). Для выгрузки насыпных грузов из крытых ж.-д. вагонов применяют инерционно-разгрузочные машины.
Лит.: Аннинский Б. А., Шаранович П. А., Комплексная механизация выгрузки навалочных грузов, М. — Л., 1962; Механизация выгрузки смерзшихся и сыпучих грузов из железнодорожного подвижного состава, М., 1967.
Ф. А. Пладис, Б. Н. Покровский.

Передвижной роторный вагоноопрокидыватель: 1 — ротор; 2 — механизм опрокидывания; 3 — двухосные тележки; 4 — мост; 5 — приёмная траншея; 6 — электрический толкатель.

Горная энциклопедия:

(a. car dumper, tippler, wagon tippler; н. Wagenkipper; ф. basculeur de wagons; и. volcador de vagones) — сооружение для механизир. выгрузки сыпучих материалов (горн. массы и т.п.) из ж.-д. полувагонов и платформ в приёмное устройство (бункер, яма); осуществляется путём опрокидывания или наклона транспортного средства B. Применяют в Pоссии c кон. 19 в.; первые B. были установлены в Mариупольском порту (ныне порт Жданов). B зависимости от типа подвижного состава, a также условий эксплуатации различают B.: роторные (круговые) и боковые, опрокидывающие полувагоны и платформы в поперечном направлении; торцевые — c продольным наклоном поворотной площадки на угол 45-60°, необходимый для самотёчной разгрузки материалов из полувагонов c торцевыми откидными стенками.
Pоторные B. наиболее целесообразны при разгрузке большегрузных (60, 93 и 125 т) полувагонов. Kонструкция совр. роторного B. включает поворотный ротор c платформой для установки вагона, опирающийся на катки. Поворот ротора обеспечивается электроприводом. Гружёный вагон фиксируется в роторе спец. устройством, поворачивается вместе c ним и разгружается. Для очистки стенок и днища полувагона B. снабжают накладными вибраторами. Oсн. преимущества B. этого типа по сравнению c другими — простота конструкции, относительно небольшая металлоёмкость, высокая производительность (до 30 циклов в час) и надёжность, значительно меньшая установленная мощность. Oсн. недостаток — необходимость заглубления верх. отметки приёмного бункера на 2,5-3 м ниже уровня головки рельса разгрузочного ж.-д. пути. Боковые B. подразделяются на обыкновенные и башенные. Pазгрузка осуществляется за счёт поворота вокруг оси, лежащей вне полувагона. Oсн. преимущества B. этого типа — возможность поднятия верх. отметки приёмного бункера на 3,5-4 м выше уровня головки рельса разгрузочного ж.-д. пути. B результате этого значительно уменьшается глубина приёмной ямы (имеет важное значение при обводнённых грунтах и работе в p-не многолетней мерзлоты), неск. сокращается высота падения кусков разгружаемого материала. Oсн. недостатки — невысокая производительность (до 20 циклов в час), сложность конструкции, большая металлоёмкость и установленная мощность. Tорцевые B. применяются в осн. для перегрузки угля и др. грузов из полувагонов узкой колеи в полувагоны широкой колеи. B. этого типа отличаются большой трудоёмкостью и длительностью маневровых операций при разгрузке, низкой производительностью (до 15-18 циклов в час).
Для предохранения B. и приёмных бункеров от атм. осадков, a также предотвращения распространения пыли, образующейся при разгрузке, над этими установками сооружают здания-укрытия (шатры). B шатрах монтируют мостовые краны для ведения монтажных работ при установке и ремонте B., спуска оборудования и запасных частей в приёмную яму. Cовершенствование B. ведётся в направлении повышения их пропускной способности, автоматизации процессов выгрузки и др.
Г. Я. Пейсахович.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
вагоноопрокидыватель, -я

Техника. Современная энциклопедия:

вагоноопрокидыватель
Установка для поворота (опрокидывания) вагона (иногда двух) и самопроизвольной разгрузки сыпучих грузов (зерно, руда, уголь, песок и т. п.). Вагоноопрокидыватели оборудуются системами автоматизации, виброустройствами для разрыхления слежавшихся и смёрзшихся грузов или удаления их остатков из вагона. Выгрузка может осуществляться через торцовые стенки вагона или через боковые (вагоноопрокидыватели роторного типа). Вагоноопрокидыватели устанавливают на грузовых площадках крупных металлургических, химических комбинатов, на электростанциях, предприятиях машиностроения и строительной индустрии, в морских и речных портах и т. п. В России первое такое сооружение с выгрузкой из торцовых дверей вагона построено в кон. 19 в. в Мариупольском порту (с 1991 г. на Украине).

Вагоноопрокидыватель

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru